|
Станислав Гроф «За пределами мозга»
Глава 1. ПРИРОДА РЕАЛЬНОСТИ: ЗАРЯ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ
В разных частях этой книги будут обсуждаться важные наблюдения из
различных областей знания - те наблюдения, которые неспособны ни признать, ни
объяснить механистическая наука и традиционные концептуальные системы
психиатрии, психологии, антропологии и медицины. Некоторые из новых данных
столь значительны, что указываю на необходимость радикальной ревизии
современного понимания человеческой природы и даже природы реальности. Поэтому
кажется уместным начать книгу с экскурса в философию науки и пересмотреть
некоторые современные идеи о соотношении научных теорий и реальности
Сопротивление наплыву новых революционных данных со стороны традиционно
настроенных ученых основано по большей части на фундаментальном непонимании
природы и функции научных теорий. В последние несколько десятилетий такие
философы и историки науки, как Томас Кун (Kuhn, 1962), Карл Поппер (Popper,
1963, 1965), Филипп Франк(Frank, 1974) и Пол Фейерабенд (Feyerabend, 1978)
привнесли Достаточни ясности в эту область. Пионерские изыскания этих
мыслителей заслуживают хотя бы краткого обзора.
Философия науки и роль парадигм
Со времен промышленной революции западная наука добилась Поразительных
успехов и стала мощной силой, формирующей жизни миллионов людей
Ее материалистическая и механистическая ориентация почти полностью
заменила теологию и философию в качестве руководящих принципов человеческого
существования и до невообразимой ранее степени преобразовала мир, в котором мы
живем. Технологический триумф был столь заметен, что только в самое последнее
время и лишь немногие засомневались в абсолютном праве науки определять общую
жизненную стратегию. В учебниках по различным дисциплинам история науки описана
преимущественно как линейное развитие с постепенным накоплением знаний о
Вселенной, а кульминацией этого развития представлено современное положение дел.
Поэтому важные для развития научного мышления фигуры выглядят сотрудниками,
работавшими над общим для всех кругом проблем, руководствуясь одним и тем же
набором фиксированных правил, которые, кстати, только совсем недавно определены
в качестве научных
Каждый период в истории научных идей и методов видится логической
ступенью в постепенном приближении ко все более точному описанию Вселенной и к
предельной истине о существовании. Детальный анализ научной истории и философии
показал чрезвычайно искаженную, романтизированную картину реального хода
событий. Можно весьма убедительно доказать, что история науки далеко не
прямолинейна и что, несмотря на технологические успехи, научные дисциплины
вовсе не обязательно приближают нас к более точному описанию реальности.
Самым видным представителем этой еретической точки зрения является физик и
историк науки Томас Кун
Его интерес к развитию научных теорий и революций в науке вырос из
размышлений над некоторыми фундаментальными различиями общественных и
естественных наук. Он был потрясен количеством и степенью разногласий среди
специалистов по общественным наукам относительно базисной природы вошедших в
круг рассмотрения проблем и подходов к ним
Совсем иначе обстоят дела в естественных науках. Хотя занимающиеся
астрономией, физикой и химией вряд ли обладают более четкими и точными
решениями, чем психологи, антропологи и социологи, они не затевают почему-то
серьезных споров по фундаментальным проблемам
Исследовав глубже это очевидное несоответствие, Кун начал интенсивно
изучать историю науки и спустя пятнадцать лет опубликовал работу "Структура
научных революций" (Kuhn, 1962), которая потрясла основы старого Мировоззрения
В ходе исследований ему становилось все более очевидным, что в
исторической перспективе развитие даже так называемых точных наук далеко от
гладкости и однозначности. История науки ни в коей мере не является постепенным
накоплением данных и формированием все более точных теорий. Вместо этого ясно
видна ее цикличность со специфическими стадиями и характерной динамикой.
Процесс этот закономерен, и происходящие изменения можно понять и даже
предсказать:сделать это позволяет центральная в теории Куна концепция парадигмы
В широком смысле парадигма может быть определена как набор убеждений,
ценностей и техник, разделяемых членами данного научного сообщества. Некоторые
из парадигм имеют философскую природу, они общи и всеохватны, другие парадигмы
руководят научным мышлением в довольно специфических, ограниченных областях
исследований. Отдельная парадигма может поэтому стать обязательной для всех
естественных наук, другая - лишь для астрономии, физики, биологии или
молекулярной биологии, еще одна - для таких высокоспециализированных и
эзотерических областей, как вирусология или генная инженерия
Парадигма столь же существенна для науки, как наблюдение и эксперимент;
приверженность к специфическим парадигмам есть необходимая предпосылка любого
серьезного научного дела
Реальность чрезвычайно сложна, и обращаться к ней в ее тотальности
вообще невозможно. Наука не в состоянии наблюдать и учитывать все разнообразие
конкретного явления, не может провести всевозможные эксперименты и выполнить
все лабораторные и клинические анализы
Ученому приходится сводить проблему до рабочего объема, и его выбор
направляется ведущей парадигмой данного времени. Таким образом, он непременно
вносит в область изучения определенную систему убеждений. Научные наблюдения
сами по себе не диктуют единственных и однозначных решений, ни одна из парадигм
|
|