|
возникновения и их огромная клиническая значимость должны послужить поводом для
пересмотра исследователями мозга своих теорий.
Связь между биологическим рождением и перинатальными переживаниями глубока
и специфична. Это дает возможность использовать стадии биологических родов для
построения теоретической модели, позволяющей понять динамику перинатального
уровня бессознательного и даже прогнозировать процесс самоисследования на этом
уровне,
Перинатальные переживания организованы в типичные тематические группы,
базовые характеристики которых эмпирически связаны с анатомическими,
физиологическими и биохимическими аспектами определенных клинических стадий
рождения. Модель, основанная на этих стадиях, дает новое понимание динамической
архитектуры различных форм психопатологии и создает революционые возможности
для терапии (Grof, 1985).
Несмотря на свою тесную связь с биологическим рождением, перинатальный
процесс выходит за рамки биологии и содержит важные психологические,
философские и духовные измерения, так что здесь неуместен механистический
редукционизм. Имея дело с мощной динамикой перинатального процесса в качестве
переживающего данный процесс субъекта или в качестве исследователя, человек
глубоко вовлекается в него и может увидеть в нем универсальный объяснительный
принцип, однако в более широкой перспективе это может оказаться препятствием,
требующим преодоления. Модель процесса рождения является мощным объяснительным
принципом в рамках феноменов специфического уровня бессознательного. Когда же
процесс эмпирического самоисследования переходит к трансперсональным областям
психики, необходимо использовать иные представления.
Некоторые важные характеристики перинатального процесса ясно указывают,
что этот феномен гораздо шире, чем просто повторное переживание процесса
биологического рождения. Клиническая работа с необычными состояниями сознания
показывает, что многие формы психопатологии имеют глубокие корни в феноменах
этого уровня. Эмпирическое переживание смерти и возрождения оказывает сильное
терапевтическое воздействие на различные эмоциональные и психосоматические
симптомы, связанные с травматическими последствиями рождения как для ребенка,
так и для матери. Однако оно имеет и трансперсональные измерения и ведет к
глубоким изменениям в системе представлений о мире, фундаментальной иерархии
ценностей и жизненных стратегий.
Эмпирическое переживание смерти и возрождения часто связывается с
экзистенциальным кризисом, в котором человек серьезно пересматривает смысл
собственной жизни и существования в целом. Этот кри.зис может быть успешно
разрещен только посредством внутренней связи с духовными измерениями психики и
глубинными ресурсами коллективного бессознательного. Возникающие в результате
этого изменения личности и развитие сознания сравнимы с изменениями,
описываемыми в контексте древних мистерий смерти и возрождения, посвящений в
тайные общества или так называемых "ритуалов перехода". Таким образом,
перинатальный уровень бессознательного представляет собой важную промежуточную
область между индивидуальным и коллективным бессознательным, или между
традиционной психологией и мистикой.
Переживания смерти и возрождения, отображающие перинатальный уровень
бессознательного, богаты и сложны. События, связанные с различными стадиями или
аспектами биологического рождения, как правило, перемежаются или ассоциируются
с многочисленными мифологическими, мистическими, архетипическими, историческими,
социополитическими, антропологическими или филогенетическими
трансперсональными переживаниями. Они проявляются в четырех эмпирических
структурах или сгущениях, связанных с клиническими стадиями рождения ребенка.
Связь с переживаниями плода на стадиях биологического рождения
обеспечивает йзбирательный доступ к специфическим областям коллективного
бессознательного, воплощающим сходные состояния сознания. Для теории и практики
эмпирической работы самопознания оказалось полезным постулировать существование
четырех гипотетических динамических матриц, управляющих процессами на
перинатальном уровне бессознательного. Они называются базовыми леринатамьными
матрицпми (БПМ).
Помимо того, что эти матрицы обладают специфическим эмоциональным и
психосоматическим содержанием, они являются также принципом организации
материала различных уровней бессознательного. Различные аспекты биографического
уровня - насилие и жестокость, угрозы, разлука, боль, удушье или, наоборот,
состояния биологической и эмоциональной удовлетворенности - тесно связаны со
специфическими аспектами БПМ.
Развертывание перинатального уровня часто сопровождается также
трансперсональными переживаниями вроде архетипических видений Великой Матери
или Ужасной БогиниМатери, Рая, Чистилиша, Ада, отождествлением с животными, с
опытом прошлых воплошений. Как и в случае связи СКО и БПМ, связуюшим звеном
между БПМ и трансперсональными феноменами оказываются сходные эмоциональные или
физические переживания.
БПМ имеют специфическое отношение к активности во фрейдовских эрогенных
зонах и к различным формам психопатологии (см. Приложение Б). Далее я опишу
базовые перинатальные матрицы в последовательности соответствующих стадий
биологического рождения. Этот порядок редко воспроизводится в процессе
глубинного самоисследования; здесь темы различных матриц, как правило, образуют
весьма разнообразные сочетания.
ПЕРВАЯ БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА (БПМ I)
|
|