|
Буквальный перевод песни, которая так сильно подействовала на группу,
таков:. "Я страдаю и всегда буду страдать. Я плачу" эпизод и то глубокое
действие, которое он оказал на Глэдис, навсегда остался таинственным как для
нее, так и для нас. Наиболее сильная техника вызывания необычных состояний
сознания и активизирования психики - это, без сомнения, исполъзование
психоделических препаратов. Однако здесь есть и серьезные опасности. Это
требует специальных предосторожвил. Я не буду в этом разделе обсуждать принципы
психоделической терапии, отсылая заинтересованных читателей к моим предыдущим
публикациям, специально посвященным этой теме (Grof, 1977, 1980, 1985). Здесь
более уместно остановиться на нефармакологических техниках, легко доступных
всем, кто захочет экспериментировать с ними, и не связанных со сложными
политическими, административными и юридическими проблемами. Читатели, для
которых параллели с психоделической терапией все же очень важны, найдут в
приложении к этой книге краткий обзор важнейших психоделических веществ и
растений и их использования в ритуальной и психотерапевтической практике. В
течение последних десяти лет я и моя жена Кристина создали нефармакологическую
технику, которую мы называем холономной интеграцией, или холотропной терапией
Как уже было сказано, холотропная стратегия в терапии (в широком смысле слова)
присуща многим различным подходам, в том числе практике шаманов, лечебным
процедурам примитивных племен, ритуалам перехода, трансовым танцам бушменов,
некоторым видам гипноза, психоделической психотерапии, другим эмпирическим
психотерапиям и различным духовным практикам. Однако я буду понимать под этим
термином наши психотерапевтические процедуры, соединяющие управляемое дыхание,
музыку и другие формы звукотехнологии и целенаправленную работу с телом. Далее
будут описаны элементы этого процесса.
Терапевтические эффекты интенсивного дыхания (пневмокатарсис)
В течение многих веков было известно, что глубокие изменения сознания
можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание. Процедуры,
использовавшиеся для этих целей в древних и незападных культурах, охватывают
широкий диапазон возможностей - от грубых вмешательств в дыхание до тонких и
сложных упражнений, существующих в различных духовных традициях. Например,
первоначальная форма крещения, практиковавшаяся ессеями, состояла в
насильственном погружении инициируемого в воду, что, как правило, приводило
человека на грань смерти от удушья. Эта грубая процедура таким образом вызывала
убедительное переживание смерти и рождения, лишь отдаленным отголоском чего
является современная процедура обрызгивания водой и произнесения молитвы. В
других школах неофиты подвергались окуриванию дымом до полусмерти, удушению, у
них пережималась сонная артерия. Глубокие изменения в сознании могут быть
вызваны обеими крайностями в отношении дыхания - интенсивным дыханием и
длительным лишением дыхания, или сочетанием того и другого. Сложные и
развернутые методы такого рода можно найти в древнеиндийской науке дыхания -
пранаяме. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и
его задержку, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги,
тибетской ваджраяны, суфийских практик, в буддийскую (Бирма) и даосскую
медитации и т. д. Более тонкие техники, основанные скорее на специальном
внимании к дыханию, чем на изменении его динамики, занимают важное место в
дзен-буддизме школы Сото и в некоторых даосских и христианских практиках.
Косвенным образом на ритм дыхания значительно влияет исполнение таких ритуалов,
как обезьяньи песни Бали, или кетджак, горловая музыка, эскимосов-инуитов,
пение киртан, бханджан или суфийских песен. Мы испробовали в наших месячных
семинарах в Эсаленском институте различные техники изменения дыхания, ви4тые
нами как из духовных традиций, так и из различных направлений гуманистической
психотерапии. Из всего этого мы выбрали простое увеличение частоты дыхания. Мы
пришли к выводу, что специфические техники дыхания менее важны, чем просто тот
факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем обычно, полностью
сосредоточившись на том, что происходит при этом внутри него. Стратегия
холотропной терапии состоит в том, 'чтобы доверять внутренней мудрости тела.
Человеку рекомендуется прислушиваться к внутренним ключам организма, а не
следовать некой внешней концептуальной схеме
Мы многократно убеждались в справеднивости наблюдений Вильгельма Райха,
что психологические сопротивления и защиты используют механизм ограничения
дыхания. Дыхание занимает особое место среди физиологических функций тела. Это
автономная (непроизвольная) функция, но она также легко поддается сознательному
управлению. Увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет
психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению бессознательного (и
сверхсознательного) материала. Человеку, не пережившему этого процесса или не
бывшему его свидетелем, трудно поверить, насколько мощной и эффективной может
быть эта техника.
То, что происходит во время терапевтического сеанса, использующего
интенсивное дыхание, очень различно у разных людей и может быть описано в самых
общих терминах или статистически. В некоторых случаях длительное интенсивное
дыхание ведет к возрастающей релаксации, чувству расщирения и благополучия, к
видению света. Человек может быть исполнен чувства любви и мистической связи с
другими людьми, природой, всем космосом, с Богом. Во время подготовки к сеансу
надо оговорить, что переживания такого рода в высшей степени целительны их
следует поощрять и поддерживать.
Удивительно, но многие люди западной культуры из-за влияния протестантской
этики или по иным причинам испытывают трудности в принятии экстатического опыта,
если только ему не предшествуют тяжкие страдания или непосильный труд, да даже
|
|