|
Многие трансперсональные переживания включают недоступные непосредственно
органам чувств человека события макрокосма и микрокосма или периодов,
предшествующих возникновению Солнечной системы, формированию Земли, появлению
живых организмов, развитию центральной нервной системы, появлению homo sapiens.
Все это ясно указывает на то, что каким-то необъяснимым пока образом сознание
человека содержит информацию обо всей Вселенной, или обо всем существовании.
Человек обладает потенциальным эмпирическим доступом к любой ее части и в
некотором смысле является всей космической сетью, будучи одновременно ничтожно
малой ее частью, отдельным и незначимым биологическим существом.
Трансперсональные переживания занимают специальное место в картографии
человеческой психики. Уровень психоаналитических воспоминаний и индивидуального
бессознательного янляется чисто биографическим по своей природе. Перинатальная
динамика представляет собой как бы пересечение границ между личным и
трансперсональным. Это отражается в ее глубокой связи с рождением и смертью -
началом и концом индивидуального человеческого существования. Трансперсональные
феномены обнаруживают связи между индивидом и Космосом, которые пока выходят за
пределы нашего понимания. Можно лишь сказать, что в процессе развертывания
перинатального уровня возникает странная, напоминающая ленту Мебиуса петля, в
которой глубокое самоисследование оборачивается эмпирическим постижением
Вселенной в целом, включая космическое сознание и сверхсознательную разумность.
Будучи совершенно несовместимыми с механистической наукой,
трансперсональные переживания созвучны революционному развитию различных
научных дисциплин, в котором возникает новая научная парадигма. Среди дисциплин
и понятий, внесших свой вклад в это кардинальное изменение мировоззрения, можно
назвать квантово-релятивистскую физику (Сарга, 1975, 1982), астрофизику (Davis,
1983), кибернетику, теорию информации и теорию систем (Bateson, 1972, 1979;
Maturana and Varel а, 1980; Varela, 1979), теорию морфического резонанса
(Sheldrake, 1981), пригожинскую теорию структур (Prigogine and Stengers, 1984),
бомовскую теорию холодвижения (Bohm, 1980), голографическую модель мозга
(Pribram, 1971, 1977), янговскую теорию процесса (Young, 1976).
Вышеописанная картография внутренних пространств совершенно необходима для
любого серьезного подхода к таким явлениям, как психоделмческие состояния,
шаманизм, религия, мистицизм, первобытные ритуалы, мифология, парапсихология,
танатология и психоз. Она представляет собой далеко не просто обычный
академический интерес, порождая революционизирующие следствия для понимания
психопатологии и предлагая новые терапевтические возможности, немыслимые в
традиционной психиатрии (Grof, 1985).
2. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира
Холотропный подход в психотерапии представляет собой значимую и
эффективную альтернативу традиционной глубинной психологии, основанной на
обмене словами между терапевтом и пациентом. Слово "холотропный" буквально
означает "стремящийся к целостности" (от греч.: "holos" - целое и "trepeine -
движущийся в определенном направлении, направляющийся). Основная философская
предпосылка холотропной терапии состоит в том, что средний человек в нашей
культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных
возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя
лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом и Эго. Такое
ложное отождествление ведет к неподлинному, нездоровому и лишенному свершений
образу жизни, а также вызывает эмоциональные и психосоматические расстройства
психологической природы.
Возникновение беспокоящих человека симптомов без какойлибо органической
причины может указывать на то, что он достиг критической точки, когда старый,
основанный на ложных предпосылках, способ существования в мире становится
невыносимым. Такого рода срыв может произойти в определенной ограниченной
области жизни - семейных и сексуальных отношениях, профессиональной ориентации
или в отношении каких-то определенных жизненных целей, - а может охватить
одновременно всю жизнь человека. Обширность и глубина срыва приблизительно
соответствуют масштабам невротических или психотических проявлений. Возникающий
кризис может представлять собой определенную опасность для человека, но также
создает и значительные новые возможности.
Проявившийся симптом отражает усилие организма, стремящегося освободиться
от старого давления и травматических впечатлейий и упростить свое
функционирование. Вместе с тем это одновременно и поиск собственной сушности, и
тех измерений бытия, которые связывают человека с космосом в целом, делают его
соизмеримым всему сущему. При благоприятных условиях и правильной поддержке
результатом этого процесса может быть радикальное разрешение проблем,
психосоматическое излечение и эволюция сознания. Следовательно, этот процесс
можно рассматривать как потенциально благотворную, спонтанную терапевтическую
активность организма, которую следует поддерживать, а не подавлять. Такое
понимание природы психопатологии составляет фундаментальное кредо холотропной
терапии.
Основная цель эмпирических (то есть основанных на собственном опыте
пациента) техник в психотерапии состоит в том, чтобы активизировать
бессознательное, высвободить энергию, связанную в эмоциональных и
психосоматических симптомах, перевести статическое равновесие этой энергии в
поток опыта. Холотропная терапия содействует активизации бессознательного до
такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Этот принцип
сравнительно нов в западной психотерапии, хотя он в течение столетий и даже
|
|