|
В отличие от аутосимволических трансформаций, истинные отождествления с
животными являются определенно трансперсональными феноменами и не могут быть
выведены из содержания бессознательного или символически проинтерпретированы.
Те же люди, которые охотно соучаствовали в расшифровке символического значения
переживаний, отказываются подходить таким образом к подлинному отождествлению.
Я много раз слышал в этом контексте: "Нет, вы не понимаете, здесь нечего
анализировать, я действительно был слоном. Я знал, как слон себя чувствует,
когда он голоден или сексуально возбужден, и как ощущается вода в хоботе. Слон
ничего не обозначает: слон - это слон". Филогенетические переживания обладают
всеми чертами отождествления с животными, но кроме этого, они связаны с
чувством регрессии по эволюционной лестнице. Интересный феномен, который
представляет собой переход от аутосимволических трансформаций к отождествлению
с животными, - это преврашение в вервольфа или вампира. Это напоминает истории
о превращении человека в волка в трансильванском фольклоре или аналогичные
истории о превращении человека в тигра в Малайзии.
Наряду с отождествлением с определенной особью, можно отождествиться с
чем-то вроде "животной души" вида, представляющей собой общий опыт всех особей
в исторической перспективе - все, чему научился вид, его инстинктивное
поведение, паттерны внутривидового общения, привычки и проч Переживания такого
рода тесно связаны с понятием морфического резонанса Руперта Шелдрейка (She ld
ra ke, 1981) и бэйтсоновским пониманием разумности природы (Bates о п, 1972,
1979). По-видимому, этот феномен может обсуждаться в рамках естественных наук.
Духи животных и животные-учителя, с которыми человек может встретиться в
необычном состоянии сознания, хотя и связаны с определенными животными видами,
принадлежат с миру мифических и архетипических форм. Своей непосредственной
связью с природой они отличаются от териоморфных божеств, которые, несмотря на
свою животную форму, не укоренены в природе столь интимно или сочетают в себе
животные и человеческие черты. Слоновий бог индуистского пантеона Ганеша имеет
меньше общего с действительным слоном, чем, например, Дух Оленя мексиканских
индейцев уичолли с реальным лесным оленем.
Символичность черт божества становится еще более явной в случае составного
образа, сочетающего черты животного и человека. Таков египетский ибисоголовый
Тот и шакалоголовый Анубис, индийский Нарасимха, сочетающий элементы льва и
человека. Эти божества не имеют полной физической формы животного, с которым
они связаны. Особая интересная группа животных появляется в роли перевозчиков
божественных существ. Это, например, мышь, на,которой едет индийский бог Ганеща,
бык Шивы Нанди, лев или тигр, служащие богине Дурге, павлин, поддерживающий
супругу Брамы Сарасвати, тибетские ламаистские божества,жеребцы в колеснице
греческого бога Солнца Гелиоса, быки нордической богини Фрики.
Прекрасным примером переживания духов животных является рассказ о
состоянии видения шамана эквадорского племени дживаро, употреблявшего аяхуаску
(Н агп ег, 1973).
Он уже выпил напиток, и теперь он мягко пел. Постепенно в темноте начали
появляться неясные линии и формы, и вокруг него зазвучала пронзительная музыка
ценцак, - музыка духовных помощчиков. Сила питья питала их. Он позвал, и они
пришли.
Сначала панги, анаконда, свернулась вокруг его головы, превра тившись в
золотую корону. Затем вампанг, гигантская бабочка, повисла над его плечом и
стала петь ему своими крыльями. Змеи, пауки, птицы и летучие мыши танцевали в
воздухе над ним. На его руках появились тысячи глаз, явились его демонические
помо щники, чтобы искать ночь для врагов.
Звук ревущей воды наполнил его уши, и слыша ее рев, он знал, что
располагает силой Цунги, первого шамана. Теперь он мог видеть.
d. Встречи с духовными учителями и сверхчеловеческими сушествами
Встречи с учителями и защитниками из духовного мира наиболее ценные
феномены трансперсональной области. Испытуемый воспринимает их как существа с
более высоких планов сознания и энергетических уровней. Иногда они появляются
спонтанно на определенной стадии духовного развития человека; они могут
появиться во время внутреннего кризиса, отвечая на мольбу о неотложной помощи.
Во многих случаях они продолжают являться человеку либо по своей собственной
инициативе, либо по просьбе своего протеже. Иногда духовные учителя имеют
человеческую форму с определенно божественными качествами. В других случаях они
являются в виде источника, излучающиего свет или мощные энергетические поля. В
некоторых случаях люди не воспринимают своих учителей чувствами, а просто
ощущают их присутствие. Учителя разговаривают словами лишь в виде исключения, в
большинстве случаев послания, объяснения и инструкции передаются телепатически.
Помощь, оказываемая духовными учителями, принимает различные формы. Иногда они
помогают в трудных или опасных ситуациях внешнего мира, иногда проводят
человека через критические ситуации на внутреннем плане, как, например,
Вергилий вел Данте в "Божественной комедии". Они обеспечивают интеллектуальную,
моральную и духовную поддержку, помогают в борьбе со злом и деструктивными
силами, создают защитные энергетические поля. В определенных случаях они могут
дать специальные указания относительно проблем человека или относительно общего
направления его жизни. Иногда духовные учителя остаются анонимными, в других
случаях они называют свои имена или человек имеет возможность узнать их по
каким-то признакам. В некоторых случаях люди в необычных состояниях сознания
сообщают о прямом контакте с великими религиозными персонажами - Иисусом
Христом, Буддой, Магометом, Зороастром, Шри Рама Махарши, Моисеем. Как правило,
это случается один раз, личности такого ранга редко оказываются личными
учителями, разве что в метафорическом смысле.
|
|