|
видеть ауру в повседневой жизни. Необыкновенные диагностические способности
одного из них, Джека Шварца, неоднократно проверялись и документировались
безупречными исследователями.
Другая интересная группа феноменов связана с представлениями о "змеиной
силе", кундплини, играющей важную роль в индийской духовной традиции. В
традициях индуизма и тантрических школах будцизма кундалини рассматривается как
творческая женская энергия Вселенной (Muktananda, 1979; Mookerjee, 1982). В
своем внешнем аспекте она проявляется в феноменальном мире. Во внутреннем
аспекте она лежит дремлющей в основании позвоночника человека. В этой форме ее
традиционно представляют в виде свернутой змеи. Будучи активизированной
посредством духовной практики, контакта с гуру или спонтанно, она поднимается
как активная энергия, или Шакти, по каналам тонкого тела, называемым нади,
раскрывая и зажигая психические центры, чакры.
Хотя представления о кундалини наиболее полно разработаны в Индии, важные
параллели существуют во многих культурах и религиозных учениях - в даосской
йоге, корейском дзене, тибетской ваджрайне, в суфизме, у франкмасонов, у
африканских бушменов, североамериканских индейцев, особенно хопи, и могих
других. Особенно интересно, что о подобных феном'енах говорится также в
христианской мистической традиции, особенно в исихазме - восточной христианской
монашеской практике, опирающейся на постоянную молитву, в которую вовлекается
все человеческое существо - душа, ум и тело. Цель этой так называемой
"Иисусовой молитвы" - достичь Божественного покоя, или исихии (Matus, 1984).
В тантрических школах созданы сложные карты чакр, описаны в деталях
физические, эмоциональные и духовные проявления поднимающейся кундалини и дана
развернутая мифология, связанная с этим процессом. Хотя подъем кундалини связан
с определеными опасностями, в общем он ведет, по крайней мере потенциально, к
психосоматическому оздоровлению, позитивной перестройке личности и эволюции
сознания. Одкако тексты требуют серьезного отношения к этому пугающему и
небезопасному процессу, рекомендуя руководство опытного учителя.
Подъем кундалини Шакти, описываемый в индийской литературе, может
сопровождаться драматическими физическими и психологическими проявлениями,
называемые крийя. Наиболее поразительны среди них мощные ощущения тепла и
потока энергии, направляющегося вверх по позвоночнику и сопровождающегося
интенсивными эмоциями различного рода, треморами, спазмами, сотрясениями и
дроЖаниями всего тела или его частей. Часто встречаются также непроизвольный
смех или плач, распевание мантр или песен, глоссолалия, издавание звуков
животных, спонтанное принятие йогических поз (асан) и выполнение жестов (мудр).
Хотя описания кундалини давно известны на Западе, этот феномен до
недавнего времени рассматривался к'ак принадлежащий исключительно Востоку. Даже
К. Г. Юнг, проявлявший к нему большой интерес (Jung, 1975), полагал, что он
редко наблюдается на Западе. Он и его коллеги высказали мнение, что может
понадобиться тысяча лет, прежде чем кундалини придет в движение в нашей
культуре под влиянием глубинной психологии. Однако эта оценка оказалась
неверной,
Может быть, в силу ускоренной эволюции, а может, в силу большой
популярности и широкой распространенности разпичных форм духовной практики и
давления глобальных кризисов или под влиянием психоделических препаратов сейчас
стало очевидно, что безошибочные признаки пробуждения кундалини можно наблюдать
у тысяч людей западного мира. Гопи Кришна, известный кашмирский пандит, сам
прошедший глубокий кризис духовного раскрытия, постарался обратить внимание
западной публики на значение феномена кундалини в серии популярных книг
(Krishna, 1970 и др.). Заслуга привлечения к этому феномену внимания
профессиональных кругов принадлежит известному калифорнийскому психиатру и
офтальмологу Ли Санелле (S an е1 la, 1976).
Я сам не раз наблюдал в психоделических сеансах и различных
немедикаментозных состояниях проявления, близко соответствующие описаниям
подъема кундалини, раскрытия чпкр и протекания энергии кундалини через основные
каналы, Иду и Пингалу, и сложную сеть нади, тонких разветвленных каналов для
пранической энергии, описанных в тантрических текстах *.
---------------------------* Чакры (что значит "колеса" на санскрите) -
гипотетические центры излучения первичной энергии (праны), приблизительно
соответствующие определенным уровням позвоночника и связанные со специфическими
органами тела. Большинство систем описывает семь чакр: 1) корневая чакра
(муладхара); 2) генитальная чакра (свадхистана); 3) пупочная чакра (манипура);
4) сердечная чакра (анахата); 5) горловая чакра (вишуддха); 6) межбровная чакра
(аджна); 7) коронная чакра (caxacpapa). Поток пракы протекает через центральный
канал (сушумна) и два боковых (ида и пингала). Однако важно подчеркнуть, что
переживания такого рода, напоминаюшие феномены кундалини, в традиционной
индийской литературе назывались бы праническими, в отличие от истинного
пробуждения кундалини - процесса, обладающего глубоким значением и большой
трансформирующей силой, осуществление которого занимает годы. По сравнению с
отдельными "праническими" переживаниями такое пробуждение в результате
психоделической или эмпирической психотерапии происходит очень редко и может
рассматриваться как самостоятельный феномен.
Образцы протекания энергии, описываемые в литературе по кундалини, не
являются универсальными. В некоторых случаях происходит настройка на китайский
архетип и переживается поток энергий, точно соответствующий картам меридианов
китайской медицины, причем человек осознает значение акупунктурных точек. Это
может сопровождаться прозрениями в области китайской системы пяти элементов
(дерево, огонь, земля, вода и металл), совершенно отличной от европейской
|
|