|
заставляет их посмотреть на партнера по-новому, или подвергаются какому-то
иному трансформирующему влиянию. Время синхронных происшествий также
примечательно: в некоторых случаях это происходит лишь несколькими минутами
позже разрешения кармического паттерна в сеансе клиента. Этот аспект
переживания прошлых воплощений указывает на внепространственные связи во
Вселенной, отчасти похожие на феномены, описанные в белловской теореме
современной физики (Bell, 1966; Сарга, 1982).
Я не считаю, что описанные характеристики переживания прошлых воплощений
доказывают, что мы действительно имели какую-то прошлую жизнь. Однако я
совершенно уверен, что этот феномен не может быть адекватно объяснен
механистической наукой и представляет собой серьезный концептуальный вызов
существующим парадигмам психиатрии и западной науки вообще. Не исключено, что
некоторые существенные черты кармических воспоминаний - их универсальность,
ощущение подлинности, эмпирические качества, точное описание соответствующего
времени и культуры, терапевтический потенциал и сопутствующие им синхронические
события - могут быть объяснены с точки зрения новой парадигмы без предположения
того, что некая отдельная сущность переживает биологическую смерть и несет
ответственность за свои прошлые дела. Примером такого объяснения может служить
вероятностная семантическая модель, созданная советским математиком В. В.
Налимовым (Nalimov, 1982).
Интересно отметить, что в мистических традициях буквальная вера в
перевоплошения отдельных индивидов рассматривается как упрощенная интерпретация
кармических переживаний. В более полной форме теория перевоплощений
предполагает, что все разделения и границы во Вселенной условны и иллюзорны. В
конечном счете существует только творческий принцип, или космическое сознание.
Индивид, достигающий этого предельного знания, будет рассматривать мир
кармических явлений лишь как один из уровней иллюзии. Индуистская концепция
Вселенной как божественной игры (лилы) одного высшего существа (Брамы) может
служить примером такого.подхода
В некоторых случаях свидетельства, подтверждающие теорию перевоплощений,
оказываются весьма специфическими. Фрагмент переживания может содержать
недвусмысленную информацию о жизни человека, с которым пациент чувствует себя
связанным. Это могут быть имена людей и названия мест, даты, описания
специфических объектов и многое другое. В некоторых случаях подобные сведения
могут быть проверены, и часто исторические исследования удивительным образом
подтверждают подобные переживания до мельчайших деталей,
Существует еще один интереснейший независимый источник данных о
перевоплощении. Многие дети уверяют, что помнят различные моменты своих прошлых
жизней. Это может быть название места, где они родились в предыдущей жизни,
детальное знание его топографии, имена и подробности из жизци предполагаемых
родственников, знакомых и друзей и другие детали. Ян Стивенсон, изучивший
множество таких случаев в различных странах мира, описал свои находки в
знаменитой книге "Двадцать случаев реинкарнации" (Stevens о п, 1984).
Интересно отметить в этом контексте, что в Тибете существует традиция
проверки мальчика, которого считают перевоплотившимся ламой: ему предлагают в
ряду похожих вещей обнаружить те, которые принадлежали покойному ламе,
Я надеюсь, что приведенный анализ имеющихся данных относительно опыта
прошлых воплощений и связанных с ними феноменов убедит читателя, что они
заслуживают тщательного и систематического исследования. Хотя они не могут
рассматриваться как неопровержимые доказательства продолжения отдельного
индивидуального существования в ряде жизней и закона кармы, вряд ли
непредубежденный и информированный ученый станет отвергать такую возможность на
основе метафизической приверженности механистическому мировоззрению. Ниже я
проиллюстрирую некоторые важные аспекты опыта прошлых воплощений интересным
примером. Протагонист этой истории начинал свое самоисследование в
терапевтической группе, отколовшейся от Янова из-за несогласия с его
ограничивающими теоретическими представлениями. Позже он участвовал в нашем
месячном семинаре в Эсалене, где использовалась техника холотропного дыхания.
Переживая в "первичной" терапии различные аспекты травмы рождения, Карл
столкнулся одновременно с фрагментами драматических сцен, происходивших,
по-видимому, в другом веке и в другой стране. Сцены сопровождались мощными
эмоциями и физическими ощущениями и, казалось, имели какое-то глубокое
отношение к его жизни, хотя внешне в ней и не было для них места.
Ему виделись туннели и подземные склады, казармы, толстые стены и бастионы,
бывшие, по всей видимости, частями крепости, расположенной на скале на берегу
моря. Появлялись также образы солдат в разных ситуациях. Интересно, что солдаты
казались испанцами, хотя сцена больше напоминала Шотландию или Ирландию.
Постепенно сцены становились все более драматическими, часто это были
битвы и кровавые убийства. Находясь в окружении солдат, Карл вместе с тем
чувствовал себя священником и в какой-то момент увидел себя с Библией и крестом.
Там же он видел кольцо с печатью на своей руке и ясно рассмотрел инициалы на
печати.
Будучи талантливым художником, Карл решил зафиксировать это видение в
рисунках, хотя в то время и не понимал его. Некоторые из его рисунков
изображали различные части крепости, другие сцены убийства, в немногих рисунках
он отображал собственные переживания, в том числе момент, когда его проткнули
шпагой и сбросили с бастиона крепости, так что он умирал на берегу, Среди
рисунков было и изображение печати с инициалами.
Восстанавливая по кусочкам эту историю, Карл стал находить в ней все
больше значимых связей со своей действительной жизнью. Многие эмоции и
|
|