|
растворением границ телесного Эго и чувством слияния с другим человеком в
состоянии двуединства при сохранении собственной самотождественности. В
психоделических состояниях, сеансах эмпирической психотерапии, в медитации или
в спонтанных эпизодах необычного сознания это чувство двуединства может
переживаться как по отношению к окружающим.- терапевту, сиделке, членам семьи,
друзьям, - так и целиком во внутреннем эмпирическом пространстве по отношению к
людям, не присутствующим на сеансе.
Опыт двуединства регулярно возникает при переживании воспоминаний о
симбиозе с материнским организмом ( "хоpошая матка" и "хорошая грудь"). В
перинатальных переживаниях такого рода отождествление с младенцем сменяется
отождествлением с матерью и с обоими одновременно. В состояниях мистического
единения со Вселенной переживание двуединства может включать любой аспект
существования - не только людей, но и животных, растений и неодушевленных
объектов. Важный пример двуединства - чувство взаимного растворения с партнером
по сексу (во время генитального соединения или без него). Это может происходить
спонтанно в повседневной жизни или в рамках тантрической практики. В
тантрическом пути левой руки (vama marga) достижение опыта космического
единства посредством сексуального союза с партнером (maithuna) является целью
сложного ритуала (ралсйа таййга). Переживание двуединства возникает также часто
в систематических духовных практиках (в особенности в традиции бхакти), когда
ученики чувствуют себя едиными с гуру. Опыт дуального единства часто
сопровождается глубоким чувством любви и святости события. Существуют
специальные упражнения (как в духовных традициях, так и в современном движении
за реализацию человеческих возможностей), ведущие к такого рода переживаниям:
смотрение в глаза друг друга, внимание к дыханию другого, синхронизация дыхания,
слушание биение сердца друг друга.
В следующем примере из терапевтического ЛСД-сеанса регрессивное
переживание двуединства с матерью во время внутриутробного существования и во
время кормления грудью сочетается с переживанием слияния с терапевтом.
Пациентка проходила психолитическую терапию по поводу психотического состояния;
краткая история ее терапии описана в моей книге "ЛСД-психотерапия" (Gr о f,
1980, pp. 246-51).
В этот момент Милада приняла позу эмбриона и, по-видимому, находилась в
глубокой регрессии. Я отметил значительные изменения в ее лице. Морщины исчезли,
и она выглядела как мла денец. Она сообщила, что переживает удивительное
единство со своей матерью. Их чувства не различались. Она свободно могла
переходить от ощущения себя младенцем в утробе или у материнской груди к
ощущению себя своей матерью, беременной или кормящей.Она могла также быть тем и
другим одновременно, не ощу щая границ в этом едином эмпирическом континууме.
Открыв глаза, она с большим удивлением заметила, что не чувствует границ
между собой и мною. Ей казалось, что она может читать мои мысли и чувства. В
некоторых случаях, когда она вы ражала вслух свои предположения, я мог
подтвердить их. Вместе с тем она полагала, что я также имел неограниченный
доступ к ее психике, так что мог "читать ее, как открытую книгу". Однако этот
аспект ее переживания, очевидно, был проекцией, так как я не чувствовал этого.
В определенный момент Милада обнаружила также элемент параноидального страха,
полагая, что все ее мысли передаются не только мне, но и всем людям на Земле.
b. Отождествление с другими людьми
Этот тип трансперсональных переживаний тесно связан с предыдущим. В опыте
двуединства можно в большей или меньщей степени потерять собственную
самотождественность. Чувство превращения в другого человека может быть полным и
"дожным, включая образ тела, физические ощущения, эмоциональные реакции и
отношения, процессы мышления, воспоминания, выражение лица, типичные жесты и
особенности поведения, позы, движения и даже интонации голоса. "Есть различные
формы, степени и уровни этого переживания. Оно может относиться к людям,
которые находятся поблизости, к реальным людям, которые в данныи момент
отсутствуют, или происходить как часть внутреннего опыта, включающеro
протагонистов из личной истории человека, его предков или прошлые воплощения.
Эмпирические отождествления такого рода могут касаться знаменитых персонажей
прошлого или настоящего, даже мифологических и архетипических персонажей.
Переживание эмоционально значимых биографических воспоминаний, в которых
действуют другие люди, часто характеризуется поочередным отождествлением с
различными протагонистами, что придает им трансперсснальиый оттенок. Человек
может отождествиться со своими родителями, детьми, родственниками, друзьями,
знакомыми, учителями Возможно также отождествление с известными политиками,
учеиыми, религиозными деятелями или типичными представителями различных
профессиональных, этнических, расовых групп в прошлом и настоящем.
Среди знаменитых исторических деятелей, с которыми отождествлялись люди в
моем присутствии, можно назвать Александра Великого, императора Нерона,
Клеопатру, Чингисхана, Леонардо да Винчи, Микеланджело, св. Франциска
Ассизского, св. Терезу, Авраама Линкольна, Ленина, Сталина, Мартина Лютера
Кинга, Мохаммеда Али, Джона Кеннеди, множество известных киноактеров.
Отождествление с Христом и Его страданиями типично в контексте БПМ-III. В
отличие от переживания прошлых воплощений, такие отождествления не имеют
характера воспоминания и не включают чувство актуального бытия этим человеком.
Переживание двуединства и отождествления с другими людьми часто доступны
подготовленным медиумам. Эти переживания не носят в таком случае
непредсказуемого и элементарного характера, как в психоделических или подобных
им состояниях, а намеренно вызываются и контролируются. Мы неоднократно были
свидетелями этого на лекциях Энни Армстронг. Опытные шаманы, по-видимому,
|
|