|
быстро регрессирую в беззаботный мир удовлетворен ного ребенка. Физические
ощущения, эмоции и восприятия ста ли крайне примитивными и подлинно
младенческими; они были
связаны с непроизвольными сосательными движениями губ, силь ным
слюноотделением и периодически появлявшейся отрыжкой.
Время от времени это прерывалось различными эпизодами лихорадочной,
насыщенной событиями жизни обычного взрослого человека, полной напряжений,
конфликтов и боли. Сравнивая их с райским состоянием младенца, я вдруг понял,
что всем нам свойственно глубокое стремление вернуться к этому безмятежному
младенческому состоянию. Появился образ Папы Римского с усыпанным драгоценными
камнями крестом; на руке его блестело искусно украшенное кольцо с геммой; толпы
народа смотрели на него снизу с огромной надеждой. За этим последовало видение
бесчисленных тысяч мусульман вокруг Каабы в Мекке с тем же выражением
глубочайшей веры. Затем появились какие-то толпы с красными знаменами, глядящие
вверх на гигантские изображения коммунистических вождей во время парада на
Красной площади, и миллионы китайцев - последователей Председателя Мао. Я ясно
чувствовал, что сила, стоящая за этими великими религиями и политическими
системами, - это потребность вновь испытать состояние полноты и удовлетворения,
переживаемое в раннем младенчестве.
[По мере нарастания действия препарата я внезапно ощутил приступ
панической тревоги. Все потемнело и стало угрожающе надвигаться на меня, мир
как бы замкнулся. Образы повседневных невзгод, которые раньше появлялись в
качестве контраста к младенческой безмятежности, теперь неумолимо овладели мною,
Я почувствовал полную бессмысленность человеческого существования,
наполненного страданием от рождения до смерти. Мне стало понятно, что хотели
сказать философы-экзистенциалисты и авторы театра абсурда. ОНИ ЗНАЛИ: наша
жизнь - чудовищный фарс, жестокая шутка, сыгранная с человечеством.
Мы рождены в страдании, страдаем в течение всей своей жизни и в страдании
умираем. Я прочувствовал одновременно боль рождения и агонию умирания, они
неразделимо смещались во мне. Это привело к поистине ужасному открытию:
человеческая жизнь кончается тем же переживанием, с которого она началась. Все
остальное - лишь вопрос времени, "ожидание Годо"! Не это ли так ясно понял
Будда?
Мне казалось важным найти в жизни хоть какой-то смысл, чтобы
противопоставить его опустошающим прозрениям; должно же быть что-то
осмысленное! Но опыт безжалостно и методично разрушал все мои попытки. Каждый
образ, который мне удавалось создать, чтобы показать осмысленность человеческой
жизни, немедленно подвергался отрицанию или осмеянию. Не долго продержался
древнегреческий идеал блестящего ума и прекрасного тела. Физические достижения
наиболее энергичнык и упорных "бодибилдеров" кончались старческим маразмом, и
тела их разрушались, как и тела всех прочих. Знания, собранные в течение многих
тысяч часов упорных занятий, чзстично забывались, частично становились жертвой
органического старения мозга. Я видел людей, известных своими великими
интеллектуальными достижениями, с трудом справлявшихся в старости с самыми
обьщенными делами. А смерть тела и ума приносила окончательное разрушение всех
знаний, накопленных за долгую жизнь. Но может быть спасение в детях? Не
являются ли они благородной, высокой целью? Однако образы симпатичных
улыбающихся малышей сменялись сценами их взросления. Они старели и в конце
концов тоже умирали. Невозможно найти смысл собственной жизни в продлении рода,
если жизнь потомков так же бессмысленна, как и твоя собственная.
Образы абсурдности и бессмысленности человеческой жизни становились
невыносимыми. Мир был полон боли, страдания и смерти. Либо я почему-то был
невосприимчив к позитивным аспектам существования, либо их просто-напросто не
было. Существовали лишь неизлечимые болезни, к которым принадлежала и сама
жизнь, существовало нездоровье, всякого рода жестокость,насилие, преступления,
войны, революции, тюрьмы и концентрационные лагеря. Как же я не видел всего
этого раньше? Чтобы находить в жизни что-нибудь хорошее, нужно носить розовые
очки и постоянно обманывать себя. Мои розовые очки, по-видимому, разбились, и я
никогда не смогу дурачить себя, как раньше.
Я чувствовал себя пойманным в круг невыносимого эмоционального и
физического страдания, которое будет длиться вечно. Из этого кошмарного мира не
было выхода. Даже смерть - пришедшая сама по себе или вызванная самоубийством -
не казалась спасением. ЭТО БЫЛ АД! Несколько раз переживания действительно
принимали форму аркетипических инфернальных ландшафтов. Но постепенно я
почувствовал, что в этой мрачной философской перспективе есть измерение,
которого я раньше не замечал. Я всем телом ощутил механическое сдавливание и
сжатие, максимум давления приходился на лоб. Я понял, что все это как-то
связано с переживанием воспоминаний о моем биологическом рождении; о
мучительном опыте сдавленности в родовом канале.
Если так, то, может быть, ситуация только казалась безнщежной: такой она
представлялась борющемуся младенцу. Может быть, выход был, и задача состояла в
том, чтобы завершить переживание своего рождения опытом появления в мир. Однако
в течение длительного, как вечность, времени я не был уверен, что мне удастся
пережить это завершение, потому что для этого нужно было найти смысл жизни, а
как раз зто было мне недоступно. Если это было условием освобождения, надежда
была невелика.
Внезапно, без всякого предупреждения, давление исчезло, как по волшебству,
и я был освобожден из объятий родового канала. Я был переполнен светом и
неописуемой радостью, я переживал новую связь с миром и с потоком жизни. Все
казалось свежим и сияло красками, как на лучших картинах Ван Гога. Я чувствовал
|
|