|
интенсивности сопутствующих эмоций либо из недостаточности средств нашего
языка для его описания. Следующим значимым аспектом мистических переживаний
является их превосходство над временем и пространством. Последнее приводит к
возникновению чувства, что индивид, испытывающий данное состояние, находится
вне обычных пространственно-временных ограничений, за пределами прошлого и
будущего, в вечности и безграничности либо в совершенно ином измерении.
Духовный характер - еще один важный признак таких переживаний. Люди обычно
убеждены, что находятся в контакте с высшим знанием о реальности и природе
существования. Переживания трансцендентности всегда сопровождаются
возникновением ярко выраженных позитивных чувств. Их диапазон: от
спокойствия, безмятежности и равновесия до экстатического восторга, подобно
сексуальному оргазму космических масштабов. Описания мистических переживаний
также характеризуются их удивительной парадоксальностью. Многие из сообщений
о подобных состояниях, судя по всему, противоречат друг другу и нарушают
основные законы аристотелевой логики. Еще один аспект данных переживаний
заслуживает специального упоминания. Это -- чувство объективности и
реальности. Человек, соприкоснувшийся с космическим сознанием, как правило,
не испытывает сомнений в том, что имеет дело с безусловной и высшей
реальностью, которая в определенном смысле более реальна, чем воспринимаемый
нами в привычном состоянии сознания мир явлений.
Трансцендентальные переживания, имеющие место в состояниях, близких к
кончине, а также связанные с клинической смертью, обладают всеми признаками,
описанными Панке. Нойес добавил еще один -- утрату контроля, когда человек
перестает цепляться за реальность и подчиняется пассивности. Такая
капитуляция обычно сопровождается чувством необычайного спокойствия либо
экстаза, как это происходит на второй стадии. Аналогичные переживания
необычных состояний сознания могут сопровождаться изменениями восприятия,
выражающимися порой в виде яркой образности.
Важным дополнением к исследованиям Нойеса являются поразительные
научные данные, собранные Давидом Роузеном, психиатром Льнглипортерского
психоневрологического института Сан-Франциско. Розен наблюдал шесть из
восьми лиц, оставшихся в живых после совершения попытки самоубийства путем
прыжка с моста "Золотые ворота", и один из двух выживших после аналогичного
прыжка с моста "Залив Сан-Франциско". В своем исследовании, выполненном в
1975 году, он попытался собрать информацию, которая могла оказаться полезной
в попытках объяснить магическое притяжение моста "Золотые ворота" для
потенциальных
самоубийц*. Одновременно он зафиксировал и проанализировал характер
субъективных переживаний, возникающих во время таких прыжков, а также
долговременное воздействие данного события на жизни спасенных людей. Все они
во время и после прыжка переживали мистические состояния сознания,
характеризующиеся утратой чувства пространства и времени, а также ощущением
духовного возрождения и единства с другими людьми, всем миром и Богом.
Вследствие личного соприкосновения со смертью некоторые из них пережили
глубокое религиозное обращение, другие же описали укрепление в себе присущих
им и ранее религиозных взглядов. Один из выживших вообще отрицал наличие у
себя суицидальных намерений. Он воспринимал мост "Золотые ворота", как
"золотые двери", сквозь которые он уйдет из материального мира в иную
духовную область. Он заявил, что его прыжок являлся исполнением духовной
потребности и был скорее проблемой парапсихологии, нежели психологии или
психопатологий.
Отчеты о своих переживаниях, написанные оставшимися в живых, весьма
схожи с материалами, собранными Хеймом, и сообщениями о переживаниях
соприкосновения со смертью из других источников. Основное отличие заключено
в том, что акцент делается на стадии трансцендентных переживаний при полном
отсутствии элемента борьбы и сопротивления; переживание воспоминаний о
событиях прошлого и обзор жизни также отсутствуют либо сокращены. Розен
связывает эти различия с насильственным преднамеренным характером
самоубийства по сравнению с неожиданным и непреднамеренным таковым
несчастных случаев. Лица, планирующие самоубийство, уже пережили и
сопротивление акту прерывания жизни, и, частично, -- обзор своей жизни --
еще на стадии принятия решения о самоубийстве.
Вскоре после завершения данной книги, опубликовал свое исследование
"Жизнь после жизни" Раймонд А. Моуди. Его наблюдения столь важны для нашего
обсуждения, что мы опишем их несколько
подробнее. Образование Моуди в области психологии и медицины, его личные
беседы с лицами, прикоснувшимися к смерти, вместе с его объективным подходом
к проблеме, подходом, лишенным стремления произвести сенсацию, -- все это
делает книгу особым вкладом в изучение опыта соприкосновения с кончиной.
Автор собрал данные о 150 лицах, и его наблюдения распадаются на три
различные категории: 1) некоторые из переживаний людей, которые были
возвращены к жизни после того, как их сочли умершими, они были признаны и
объявлены таковыми лечащими врачами; 2) отчеты лиц, которые во время
несчастных случаев, тяжких ранений или заболеваний были на грани физической
смерти; 3) отчеты людей, передававших свои переживания на пороге и в момент
наступления смерти лицам, пребывающим у их смертного одра.
_________________
* Зарегистрировано более 580 самоубийств, совершенных путем прыжка с
моста "Золотые ворота" от момента его открытия в 1937 году, что делает его
местом максимального числа самоубийств, не считая Японии. (Данное примечание
|
|