|
воздействие.
На данном этапе дебаты о том, имеют ли изменения, происхо-дящие в
сознании в ходе психоделических сеансов, какой-либо онтологический смысл,
позволяя глубоко проникать в природу че-ловеческого существования и мира,
являются чисто академиче-скими. Каким бы ни был окончательный ответ на этот
вопрос космические видения, пережитые в ходе психоделических сеансов,
представляются умирающим совершенно реальными. Они позволяют им
сделать свое, во всех других смыслах мрачное положение, гораздо более
сносным*
Поразительные изменения в иерархии жизненных ценностей в результате
таких сеансов, как правило, непосредственно связаны с прозрениями,
возникающими в связи с перинатальными и трансперсональными переживаниями.
Психологическое принятие факта бренности и смерти проявляется в
понимании абсурдности и тщетности непомерных амбиций, привязанности к
деньгам, положению, славе, власти или гонке за преходящими ценностями. Такое
понимание облегчает осознание крушения своей профессиональной карьеры и
неизбежности утраты всего земного достояния. Отношение ко времени также
типично изменяется: значение прошлого и будущего падает в сравнении со
значением переживаемого мгновенья. В психике проявляется тенденция к сдвигу
от оперирования крупномасштабными периодами времени к существованию по
принципу "жить сегодняшним днем". Все это касается повышения способности
наслаждаться жизнью и получать удовольствие от простых вещей. Отмечается
также явный рост интереса к религиозной проблематике, связанной, скорее, с
космической духовностью, нежели с представлениями, обусловленными каким-то
определенным вероисповеданием. С другой стороны, наблюдалось много случаев,
когда издавна присущий умирающему взгляд на мир углублялся и обретал
дополнительные параметры.
Важность психоделической терапии умирающих превосходит своим значением
узкие рамки простой помощи больному. Время смерти является критическим в
любой семье. Хотя большая часть страданий приходится на долю умирающего,
перспектива неизбежной разлуки оказывает глубокое эмоциональное воздействие
на многих других вовлеченных в этот круг людей. Близкие родственники и
друзья зачастую остро реагируют на создавшееся положение; кроме того, многим
из них придется долго избавляться от
неблагоприятных последствий. Практикующим психиатрам хорошо известно, что
смерть родителей и других близких родственников играет существенную роль в
развитии многих эмоциональных расстройств. Такое событие может стать
исходной психотравмой для подобного рода расстройств в случае, если оно
произошло в детстве; позже оно также может спровоцировать проявление
различного рода симптомов.
______________________
* В данном контексте следует отметить, что все возрастающее число
ученых, похоже, находит глубокие параллели между мистическим взглядом на
жизнь и революционными открытиями науки XX века, особенно в области физики.
Дополнительная информация по этому поводу содержится, например, в книгах
Фритьофа Капры *Дао физики" и Боба Тоубена *Пространство-время и далее".
Судя по всему, характер периода траура и переживания утраты тесно
связаны со степенью и природой конфликтов во взаимоотношениях умирающего с
остающимися жить. Свыкание со смертью члена семьи может стать более трудным
процессом, если родственники испытывают двойственные чувства касательно
правильности своего поведения по отношению к уходящему. Отсутствие
возможности выразить ему сочувствие, высказать благодарность за прошлое либо
найти способ попрощаться, приводит к тому, что оставшиеся в живых испытывают
чувство неудовлетворения, горечи и зачастую глубокой вины. Если же врач в
состоянии включиться в существующие отношения и побудить возникновение
эффективного эмоционального взаимного общения, процесс кончины и смерть
могут стать событием, наполненным глубоким смыслом для всех, связанных с
ним. Оно может привести к возникновению ощущения соприкосновения с
вечно-действующими силами Вселенной, которым подчиняются все живущие. При
таких условиях люди почти не испытывают вины за человеческое страдание и
смерть, отчего период горя и траура, видимо, значительно сокращается. Кроме
того, участие в происходящем вместе с умирающим может повлиять на
представления о смерти остающихся в живых детей и даже взрослых и помочь им
сформировать образ собственной смерти, а также, возможно, благотворно
повлиять на их поведение, когда придет время последнего перехода.
Соответствующее терапевтическое вмешательство часто позволяет облегчить муки
умирающего и в то же время помочь тем, кому предстоит жить дальше и
свыкаться с травмой.
Психоделическая терапия не является химиотерапией, равно как и
волшебной медициной. Здесь решающее значение имеют стиль человеческого
поведения, деликатное психотерапевтическое управление умирающим,
индивидуальная работа с семьей, а также оптимизм врача, становящиеся могучим
фактором при многих формах психотерапии. Драматичные переживания, происходящие
в ходе психоделических сеансов, вызванные ими благотворные
перемены в чувствах, отношении и поведении пациента -- всего этого более чем
достаточно, чтобы поддерживать воодушевление врача на высоком уровне, даже
перед лицом зачастую суровой действительности.
Но одних энтузиазма и оптимизма недостаточно для проведения программы
психотерапии с использованием ЛСД. Тех, кто, возможно, попытается повторить
|
|