|
возможность и способы менять отношение к боли, что позволяло им преодолеть
ее либо во время этих сеансов, либо при ее более позднем возникновении.
Некоторые из подобных достижений оказались настолько действенны, что мы
приняли их на вооружение и обучали других пользоваться ими в процессе
подготовки к применению ЛСД. Часто оказывалось весьма полезным переключать
внимание с болевых ощущений на звучание музыки, полностью отдаваться смене
образов и переживаний по мере их развертывания в ходе сеанса, иными словами,
стимулировать больного быть полностью поглощенным данным моментом и местом.
Другим полезным подходом к воздействию на боль оказалось то, что на первый
взгляд представляется своей противоположностью: концентрация внимания на
боли с чувством принятия
ее. Это поведение обычно приводит к временному усилению неприятных
ощущений до такой степени, что человек быстро достигает предела способности
ощущать боль и превосходит его. Столь парадоксальным образом, принимая боль,
отдаваясь ей, "уходя в нее и с ней", можно одновременно эмпирически
преодолеть ее. В целом, наихудшим вариантом, видимо, является потворство
состоянию, когда боль завладевает вниманием, а человек противится и борется
с ней.
После сеансов для пациентов оказалось весьма полезным вызывать образы и
целые эпизоды из психоделического переживания, для которых были характерны
глубоко положительные эмоции и свобода от боли. Подобной работе можно
помогать, прослушивая музыку, игравшую, когда возникали эти эпизоды. Иногда
та же цель достигается путем четкого внушения в результате легкого
гипнотического транса: выйти за пределы страдания и боли.
Хотя важность психологического компонента в механизме снятия боли,
производимом с помощью ЛСД, бесспорна, особенности феномена все еще неясны.
Мы не сумели установить какую-либо связь между характером сеанса ЛСД-терапии
или его содержанием со степенью либо способом прекращения боли. Изменения в
ее восприятии иногда наблюдались после неудачных в иных отношениях сеансов,
в ходе которых проблемы разрешались в малой степени и которые не произвели
особо благоприятного воздействия на остальные стороны болезненного состояния
пациента. С другой стороны, в случаях, подобных случаю с Сюзанной, мы
наблюдали сеансы с полной трансформацией сознания пациента, но без
воздействия на интенсивность физической боли. Корреляция между глубиной
подсознания, достигнутой во время сеанса, и воздействием на болевые
ощущения, видимо, минимальна. Снятие боли наблюдалось после сеансов всех
типов, но мы сталкивались с некоторым количеством пациентов, у которых, судя
по всему, они не оказывали никакого воздействия на боль. Несколько странная
природа данного феномена может быть проиллюстрирована ситуацией с Джоном
(см. стр. 103 и далее). Он являет собой, видимо, наиболее характерный пример
поразительного влияния психоделических препаратов на ощущение боли, несмотря
на то, что вначале их применение представлялось неудачным.
Как уже подчеркивалось в статьях Эрика Каста и В. Дж. Кол-линза,
неспецифическая боль является составным феноменом, имеющим
нейрофизиологический компонент, находящий выражение в болевом ощущении, и
психологический компонент, заключающийся в эмоциональном восприятии боли.
Судя по всему, психоделическая терапия воздействует на боль, влияя, в
основном, на последний компонент, интерпретирующий существующую
нейрофизиологическую стимуляцию и распоряжающийся ею, а не путем
блокирования или снижения уровня нервных импульсов, передающих болевые
ощущения. Многочисленные наблюдения, полученные в ходе исследований ЛСД,
видимо, указывают на то, что различного рода физически болезненные
происшествия, имеющие место в жизни индивида, откладываются в памяти рядом с
аналогичными переживаниями и находятся в тесной связи с ними. Образующиеся в
результате такого процесса группы воспоминаний затем функционально
связываются с переживаниями перина-тальной стадии. В результате эпизоды боли
и физического страдания, связанные с операциями, ранами, заболеваниями или
жестоким обращением, обычно находят выражение в ходе сеансов ЛСД-терапии в
контексте родовых переживаний. Если в жизни человека происходит событие,
причинившее ему реальную физическую боль во время болезни, несчастного
случая или хирургического вмешательства, то данное событие, судя по всему,
пробуждает конкретные группы воспоминаний, связанные с физическим страданием
и угрозой целостности тела либо жизни. Характер и содержание предшествующего
опыта, связанного с болью, в дальнейшем будет определять и насыщать имеющее
место ее восприятие, а также реакцию индивида на нее. В случае, когда мы
имеем дело с пациентами, страдающими от хронических и прогрессирующих
заболеваний, особенно признанных неизлечимыми, мы наблюдаем тенденцию
создавать в воображении и проецировать в будущее довольно-таки конкретный
график продолжения и нарастания боли. Каст в своей основополагающей статье
"Боль и ЛСД-25", опубликованной в 1964 году в книге "ЛСД -25: препарат,
расширяющий сознание", первым привлек внимание к мысли о том, что подавление
подобного ожидания может являться важным механизмом, ответственным, по
крайней мере, за часть обезболивающего действия ЛСД. Он ясно указал, что
оперирование символами и ожидание будущего -- столь жизненно важное при обычных
условиях существования -- в тяжелых ситуациях может
увеличивать страдания.
|
|