|
В этом переживании присутствовало то, что она назвала "брезжащим
восстановлением единства". Кульминация была достигнута в видении гигантского
колеса, уходящего в беспредельность. По его краю, на бесконечном ободе,
располагались все религии мира, посылая сияющие лучи в центр и наружу. Они
были представлены различными символами и тайными надписями. Катерина стояла
посередине колеса, загнанная прямо в центр, атакованная, искушаемая и
разрываемая всеми этими религиями. Они "жаждали" ее и боролись между собой
за нее, протягивая все лучшее, что могли предложить. Каждый раз, когда
Катерина была готова уступить какой-либо из них, она обнаруживала их
недостатки, слабости и меняла решение. Затем колесо ускорило вращение -- все
быстрее и быстрее, пока Катерина не перестала различать что-либо. Она была
полностью обездвижена, абсолютно неподвижна в центре времени и пространства,
и колесо, наполненное столькими вероучениями, сплавило их в одно. Все было
залито теплым, мягким, золотым светом. Катерина парила и купалась в нем,
ощущая себя убаюкиваемой и утешаемой. Такое сливающее все воедино
божественное видение было, видимо, то, к чему она стремилась и ждала всю
свою жизнь. Оставался лишь последний маленький шаг к полному растворению и
единству. Когда же Катерина уже была готова слиться с божественным светом,
она поняла: Божество -- всегда мужчина, и полностью сдаться ему и слиться с
ним она не может.
Ничего драматичного в сеансе после этой кульминации не произошло,
Катерина была погружена в теплое золотое сияние и ощущала себя любящей и
любимой. Когда мы дали ей землянику со свежевзбитым кремом, для нее это
явилось чуть ли не экстатическим переживанием: "Это было самое потрясающее
блюдо, которое я когда-либо ела в жизни. Оно было чувственным и на вкус
невероятно своеобразным. Джоан, иногда я не могу приять, являешься ли ты
моей матерью, сестрой или дочерью. Ты являешься для меня столь многим".
Позднее вечером Катерина чувствовала огромную благодарность за
переживание и космические озарения, которые она расценивала, как особую
милость и привилегию. Судя по всему, у нее было еще два переживания, имевшие
характер воспоминаний о прошлых воплощениях. В одном из них она
идентифицировала себя с греческим ученым, находящимся в плену у богатого
римлянина в качестве учителя, наставника его детей. Хотя он и знал, что
является существом подвластным, но чувствовал себя выше ситуации и внутренне
свободным. Во втором Катерина была собою, но с выбритой головой и одетой в
шафрановые одежды, подобно восточному монаху.
Катерина восприняла сеанс, как очень важное событие своей жизни. До
него она находилась в глубокой депрессии и предприняла серьезные попытки
достать сильнодействующий яд. Ее одержимость мыслями о самоубийстве исчезла
полностью. Катерина чувствовала себя так, словно в ее жизни открылась новая
глава:
"Все эти годы я существовала. В прошлую пятницу я начала жить. Я
действительно ощущаю себя новой личностью с совершенно изменившимся
сознанием. Даже мое тело чувствует себя по-другому. У меня нет болей".
5. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ СМЕРТИ: ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ БИОГРАФИИ
В предыдущих главах мы описали принципы психоделиче-скои терапии
умирающих и суммировали наши наблюдения в данной области. Представляется
необходимым дополнить эту общую информацию историями отдельных пациентов,
которые на более конкретном и личностном уровне позволят заглянуть в суть
пси-ходелической терапии. Мы отобрали тех, у кого лечение сопровождалось
полным или частичным успехом, и каждая история является иллюстрацией
определенных важных аспектов психоделиче-ской терапии у раковых больных.
Положение Мэтью требовало лишь минимальной работы с семьей: будучи
терапевтом, он и его ближайшие родственники полностью отдавали себе отчет в
стоящих перед ним сложностях. Общение в этой семье было открытым и честным.
Основной проблемой пациента в столкновении со смертью и ее принятии была
прагматическая и атеистическая ориентация. Опыт Мэтью показывает, что
элементы мистического сознания могут возникать в ходе психоделических
процедур у хорошо образованных, скептически настроенных и ориентированных на
науку личностей.
Тэд во многих отношениях находился на противоположном конце спектра.
Уровень его образования был довольно ограничен, и в целом он разделял
религиозный взгляд на мир. Отношения в семье были крайне запутанными и
сложными, что потребовало проведения серьезной психологической работы.
Джесс был практически неграмотным человеком, который в ходе
психоделических процедур открыл и усвоил сложную метафизическую систему,
включающую веру в реинкарнацию. Психологическая сила новой духовной
ориентации была столь велика, что позволила ему преодолеть избыточный страх
смерти и отрешиться от безнадежного цепляния за жизнь.
Сюзанне психоделическая терапия серьезно помогла, но главная проблема
-- мучительные боли -- так и не была решена. Ей, однако, удалось преодолеть
страх перед паллиативной операцией, принесшей ожидаемое облегчение. Джон,
|
|