|
всегда следует чувство возрождения, то любое
сопротивление естественному ходу данного переживания знаменует
продление страданий. Одновременно индивиды, прошедшие сквозь страдания
смерти-возрождения во время психоделических сеансов, как правило, легко
принимают возможность существования сознания независимо от плоти, в том
числе и после наступления клинической смерти. Подобное прозрение может в
корне отличаться и даже противоречить предшествующим религиозным и
философским убеждениям. Те, кто ранее был убежден, что смерть является
последним поражением и означает прекращение любой формы жизни, открывают для
себя различные альтернативы такой материалистической и прагматической точке
зрения. Люди приходят к пониманию ничтожности доказательств любой
влиятельной концепции на этот счет и зачастую начинают рассматривать смерть
и умирание, как космическое путешествие в неизведанное.
Характерное изменение шкалы ценностей и отношений индивида со временем
в результате переживания смерти-возрождения и чувства космического
всеединства также способны стать важными факторами перемен в жизни
умирающего. Нетрудно представить, насколько человек, чьи планы и амбиции
разрушены смертельным заболеванием, может выиграть от бесстрастного
отношения к земным достижениям и благам. Подобным же образом усиление
ощущения пребывания "здесь и сейчас", наряду со снижением роли прошлого и
будущего, дает умирающему возможность прожить каждый из оставшихся дней
наиболее полноценным образом -- в относительной свободе от забот о
прерванной работе и вне тревоги о грядущем.
Отрывки из сеанса ЛСД-терапии Габриэлы -- 42-летней служащей системы
социального обеспечения, страдающей от сильно разросшейся неоперабельной
раковой опухоли в области гениталий, могут быть использованы в качестве
примера психоделиче-ского переживания с преобладанием перинатальной
проблематики. В анамнезе у Габриэлы были застарелая невротическая и
пограничная психотическая симптоматика. В течение ряда лет больная
подвергалась интенсивной психотерапии у гипнотизера с психоаналитической
подготовкой, который направил ее в Мэриленд-ский центр психиатрических
исследований, в основном, из-за возникшей в ходе лечения реакции на рак.
Существовала, однако, и дополнительная проблема: отсутствие успеха в лечении
основного заболевания, а также трудности, возникшие в отношениях с врачом и
связанные с "переносом"*.
Утром перед сеансом Габриэла испытывала значительную тревогу и страх.
Через тридцать минут после введения 300 микрограммов ЛСД она ощутила во всем
теле сильный сексуальный позыв и начала мягко изгибаться в такт восточной
музыке, игравшей в это время. У нее возникло непреодолимое желание трогать
себя, и она ласкала различные части тела. С нарастанием чувственных ощущений
движения ее тела все больше становились похожими на змеиные, пока, наконец,
она не идентифицировала себя с огромным питоном, медленно извивающимся под
музыку. По мере того как музыка становилась все более неземной, в ее
переживания вошел и постепенно завладел ими мотив смерти. Габриэла видела
многочисленные образы больных и умирающих, похоронные обряды, процессии и
кладбище. С болью она ощутила присутствие смерти в жизни человека и
разрыдалась. Затем перед ее взором предстало лицо психоаналитика. Искаженное
и гротескное, оно медленно трансформировалось в облик матери.
В ходе таких превращений Габриэла начала ощущать интенсивные родовые
схватки. Она подняла колени и начала выгибать их вперед, словно рожала.
Ощущение агонии и смерти тесно связывалось с этой борьбой -- за возможность
родиться и родить. В какой-то момент усилие разродиться и быть рожденной
показало связь с болезнью: Габриэла ощутила, что пытается отторгнуть опухоль
от тела. Ей представлялось, что завершение родов в действи-тельности окажет
исцеляющее воздействие на рак.
Затем Габриэла поняла, что родилась. Однако создавшееся положение было
далеко от удовлетворительного. Она обнаружила себя лежащей между огромными
женскими бедрами и покрытой дурно пахнущей грязью. В течение
продолжительного периода она ощущала себя валяющейся в фекалиях и делала
неоднократные попытки прочистить рот, который казался заполненным
экскрементами. Габриэлу переполняла тошнота, и она безуспешно пыталась
вызвать рвоту. Борьба с желанием сдаться и отдаться на волю событий
продолжалась. Она выразилась в отчаянном позыве
_____________________
* Термин, используемый в методике психоанализа, заключающийся в
намеренном развитии эмоционального отношения к врачу со стороны пациента. --
Прим: перев.
мочиться, испражняться и одновременно в сопротивлении этому. Затем
Габриэла пережила ряд яростных военных сцен, перемежающихся эпизодами родов.
Она ощущала в себе истекание токов агрессии. В какой-то момент она
ухватилась за пытающегося помочь ей Станислава и разорвала его рубашку,
обнажив плечи.
На следующий день Габриэла чувствовала себя усталой, и ей было
физически неуютно. Лишь через три дня после сеанса наступило состояние мира,
спокойствия, и она испытала позитивные чувства в отношении переживания.
|
|