Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Станислав Гроф :: Станислав Гроф, Джоан Хэлифакс - Человек перед лицом смерти
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
биологическими субстратами типа крови, слизи, околоплодной  жидкости, мочи и
даже  фекалий.  С  точки  зрения переживаний,  эта  матрица  является весьма
сложной и  имеет для индивида несколько важных аспектов чувство титанической
борьбы,   садомазохистские   тенденции,   высокая  степень   сексуаль   ного
возбуждения, грязно порнографические порывы, а также присутствие огня
     Лица, принимавшие  ЛСД,  на  данной стадии ощущают,  как  мощные потоки
энергий  протекают  сквозь  их  тела, и  одновременно  испытывают  скопление
колоссального  напряжения,  время от времени разрешающегося  взрывом. Обычно
все  это  сопровождает  ся  неистовыми  образами   разбушевавшейся  природы,
апокалип-тическими  картинами  войны и  демонстрацией  пугающих  технических
устройств.   Освобождается  и  вновь  накапливается  огром   ное  количество
агрессивной  энергии,  что  находит  выражение   в  ярких  разрушительных  и
саморазрушительных  переживаниях, включающих  в  себя  жуткие  убийства, все
мыслимые виды пыток,


     расчленения, казни, изнасилования и принесение кровавых жертв.
     Сексуальное  возбуждение может достичь  необычайно  высокой  степени, и
тогда  оно  находит выход  в сценах сексуальных извращении или же в  образах
ритмичных  чувственных танцев. Многие лица, принимавшие ЛСД, обнаруживали на
данной стадии психофизиологическую связь между агрессивностью  и агонией,  с
одной  стороны,  и  сексуальным  экстазом,  --  с другой. Они  постигли  что
интенсивное  оргиастическое  возбуждение  может граничить со  страданием,  а
смягченную агонию можно ощущать, как сексуальное наслаждение.
     Скатологические  аспекты борьбы  смерти и возрождения  включают в  себя
личное соприкосновение  с омерзительными  ве  щами. Люди  могут воспринимать
себя  валяющимися в  экскремен тах тонущими  в выгребных ямах,  ползающими в
отбросах,  едя щими  фекалии, задыхающимися  от мокроты,  пьющими  кровь или
мочу.   Все  это  обычно  сопровождается  переживанием  прохожде  ния  через
очищающий огонь. Пламя  сжигает  все  испорченное  в личности  подготавливая
таким образом, к переживанию духовного возрождения.
     Несколько   важных  параметров  отличают   эту  группу  переживаний  от
описанных ранее в  связи с ситуацией "отсутствия выхода". Здесь положение не
представляется безнадежным, а человек  не является  беспомощным. Он  активно
участвует в происхо дящем испытывая чувство, что переносимые страдания имеют
определенный смысл и цель.  Если воспользоваться религиозной  терминологией,
такая ситуация ближе к концепции чистилища, нежели ада. Кроме того, в данном
случае   человек  не  обязательно  является  беспомощной   жертвой.  Он   --
наблюдатель, способный настолько  отождествляться сразу с  обеими сторонами,
что  едва  различает,  кто  же он агрессор или жертва. В то время  как  пере
живание безысходности  является  истинным  страданием, ощущу  ение  коллизии
между смертью  и возрождением  представляет собой пограничное  чувство между
агонией и экстазом, а также сме шение обоих.

     Переживание смерти и возрождения
     
     Данная эмпирическая матрица соответствует третьей клини  ческой  стадии
родов. Мучительность родовых схваток достигает
апогея,  продвижение по родовому каналу  закончено,  и за  ним следует
мгновенное облегчение и расслабление. С перерезанием пу повины заканчивается
процесс физического отделения от матери, и у ребенка начинается новая стадия
существования -- уже в ка честве анатомически независимой личности.
     Переживание  смерти  и   возрождения  представляет  собой  окончание  и
разрешение их  борьбы.  Страдания  и мука достигают высшей точки  в ощущении
полнейшего   уничтожения   на   всех   уровнях  физическом,   эмоциональном,
интеллектуальном, мораль ном  и  трансцендентальном. Обычно  такое состояние
обозначают,  как "смерть эго". Судя по всему, оно включает в себя мгновенное
разрушение  всех  предшествующих  переживанию  установок  лич  ности.   Само
переживание полнейшего уничтожения часто сопро вождается видениями слепящего
белого  или  золотого  света,  а  так  же  чувством освобождения от гнета  и
ощущением разлитости. Мир воспринимается, как нечто невыразимо прекрасное  и
сияю  щее  Человек ощущает себя очищенным  и омытым и склонен рас суждать об
искуплении, спасении и единении с Богом.
     Перинатальные  переживания играют весьма  важную роль в психоделической
терапии умирающих.  Как  правило,  эпизоды,  включающие в  себя  прохождение
процесса  смерти-возрождения, характерны для  сеансов с применением  больших
доз галлюциноге на. Лишь изредка индивид в подобных условиях не воспринимает
никаких  перинатальных  образов,  а  все ЛСД переживания  разворачиваются  в
психодинамической сфере либо  состоят  исклю  чительно из  трансперсональных
феноменов.
     Столкновение с переживанием смерти-возрождения в  ходе психоделического
сеанса  весьма  глубоко воздействует  на представления  человека  о  природе
смерти  и  умирания.  Обычно оно на столько реалистично, что, с точки зрения
личного опыта, воспри нимается  как идентичное  действительной биологической
кончине. Люди выходят из сеансов, в ходе которых у них возникали переживания
перинатального  типа,  с  глубокой уверенностью,  что  они  соприкоснулись с
величайшим кризисом человеческой жизни и обрели глубокое  понимание сущности
умирания и смерти. В бу дущем это становится как бы фундаментом  для встречи
с  реальной  смертью.  Такие  люди   открыли  для  себя  важность  смирения,
капитуляции  и  принятия  неизбежного. Поскольку за переживанием  смерти эго
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-