|
новым знанием с родными и близкими. Фишер обсуждает применение ЛСД-терапии в
рамках исследовательского проекта, в ходе которого названный препарат
сравнивался с разрабатываемым средством для обезболивания, а на подготовку
больного отводился лишь час. Несмотря на такое ограничение, Фишер сообщает о
поразительных результатах: снижении интенсивности болей, психологическом
последействии препарата и примирении больных с неизбежностью кончины.
Другая серия исследований, позднее сведенных в концепцию
психоделической терапии умирающих, возникла в Чехословакии, в Пражском
научно-исследовательском институте психиатрии. Группа сотрудников института,
возглавляемая Станиславом Гро-фом (соавтором настоящей книги), в начале
шестидесятых годов проводила эксперименты по оценке перспективности
использования ЛСД для исследования личности и лечения психических
расстройств. Эти эксперименты привели к созданию методики, объединяющей
серьезный психологический подход с лечебными сеансами, в ходе которых
применялся ЛСД. Хотя в своих первоначальных формах метод основывался на
теории и практике психоанализа, с течением времени он подвергся существенной
модификации и превратился в самостоятельную лечебную методику,
объединяющую работу в сфере психодинамики с акцентированием
трансперсонального и трансцендентального опыта.
На предварительной фазе работы все пациенты, страдающие разнообразными
психическими расстройствами, проходят через ряд ЛСД-процедур, в ходе которых
рано или поздно переступают психоаналитические границы и спонтанно
выбрасываются в некие эмпирические миры. На протяжении веков такие миры
описывались различными учениями, как достижимые посредством следования
мистическим традициям, участия в храмовых мистериях, ритуалах перехода в
древних культурах, а также культурах, не достигших технологической фазы
развития. Самыми общими, но и наиболее важными явлениями, возникавшими во
время сеансов, были переживания смерти и возрождения, сопровождаемые
чувством космического единства. Такое реальное столкновение с собственной
бренностью оказывалось для пациента весьма сложным феноменом, обладающим
биологическими, эмоциональными, интеллектуальными, философскими и
метафизическими параметрами. Подобные переживания, видимо, имели весьма
позитивные последствия для душевнобольных. Некоторые впечатляющие улучшения
различного рода психопатологических состояний были зарегистрированы
непосредственно после переживания феномена смерти-возрождения и, особенно,
после переживания чувства единства с миром.
Приведенные выше наблюдения наводят на мысль о существовании сложного
целительного механизма, до сих пор неизвестного западной психиатрии и
психологии, и значительно превосходящего то, что применяет обычная
психотерапия.
Многие индивиды, самостоятельно пережившие опыт смерти и возрождения,
сопровождаемый, по их воспоминаниям, чувством космического единства,
сообщали об изменении своего отношения к умиранию. Их взгляды на смерть
претерпели резкую трансформацию. Исчез страх перед биологической тленностью,
они стали допускать возможность существования сознания после клинической
смерти. У них также появилась тенденция рассматривать процесс смерти скорее
как приключение в сфере сознания, нежели как принципиальную биологическую
катастрофу. Те из нас, кто занимался данными исследованиями, к своему
великому удивлению, регулярно наблюдали процесс, поразительно сходный с
мистическим посвящением и подобный переживаниям, описанным в тибетской или
египетской "Книгах мертвых".
Утверждения об изменении отношения к смерти были столь частыми, что нам
показалось важным проверить реальность их практического применения. Было
очевидно, что такое глубинное изменение сознания может оказаться весьма
полезным для умирающих, особенно для страдающих хроническим и неизлечимым
недугом. С. Грофу представилась возможность заняться с несколькими раковыми
больными. Предварительное изучение показало, что снижение страха смерти,
зарегистрированное ранее как результат ЛСД-терапии душевнобольных
(большинство которых были молоды и физически здоровы), может иметь место и у
тех, для кого проблема смерти является насущной. К тому моменту пражская
группа начала серьезное обсуждение возможности вести систематическую работу
с умирающими, и Гроф разработал программу, включавшую серию сеансов ЛСД с
целью воздействия на умирающих раковых больных. Однако осуществление планов
было прервано в связи с предложением автору стипендии американским фондом
психиатрических исследований в Нью Хэвене, штат Коннектикут, что привело к
отъезду Грофа в Соединенные Штаты.
По прибытии в Балтимор в марте 1967 года, он присоединился к группе
ученых, работающих в научно-исследовательском отделе больницы "Спринг Гроув"
штата Мэриленд. (Позднее больница стала базовой клиникой управления
клинических исследований недавно созданного Центра психиатрических
исследований штата Мэриленд.) Работая здесь, С. Гроф, к своему удивлению,
обнаружил, что незадолго до его приезда группа заинтересовалась
исследованием возможностей психотерапии с использованием ЛСД для уменьшения
эмоциональных и физических страданий раковых больных. Последовательность
событий, привлекших интерес ученых к данной проблематике была вкратце
такова: с 1963 года ряд психиатров, психологов и работников социального
|
|