|
рисунок священного лабиринта.
У малекулан существовала детально разработанная система обрядов, включавшая
разведение и жертвоприношение свиней. Эта сложная обрядовая деятельность была
направлена на преодоление зависимости от человеческих матерей, а в конечном
итоге и от Пожирающей Матери-Богини. Малекуланы тратили огромное количество
времени, практикуясь в вычерчивании лабиринтов, ибо данное мастерство считалось
необходимым для успешного путешествия к Запредельному. Джозеф, обладая
энциклопедическими познаниями, сумел разгадать важную часть загадки, с которой
я столкнулся в своих исследованиях. Лишь на один вопрос он ответить не смог:
почему мой пациент во время лечебного сеанса встретился именно с божеством
малекулан? Но так или иначе, подготовка к послесмертному путешествию для
человека, страдающего танатофобией, определенно имеет смысл.
К. Г. ЮНГ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ АРХЕТИПЫ
В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ ко
множеству пантеонов различных мифологических персонажей и к тем сферам, где они
обитают. По К. Г. Юнгу, это манифестации изначальных универсальных моделей,
являющихся неотъемлемыми компонентами коллективного бессознательного. Эти
архетипические фигуры можно подразделить на две категории. Первая включает в
себя божественные или демонические существа, воплощающие специфические
универсальные роли и функции. Наиболее известными из них являются Великая
Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец, Вечная Юность (Рuег Eteгnus и
Рuеllа Eteгna), Любовники, Неумолимый Пожинатель и Обманщик. Юнг обнаружил
также, что мужское бессознательное хранит обобщенное представление женского
принципа, называемого Анима. Двойником Анимы служит Анимус - обобщенное
представление мужского принципа в женском бессознательном. Представление же в
бессознательном темного, разрушительного аспекта человеческой личности
называется в юнговской психологии Тенью.
В холотропных состояниях все эти персонажи могут оживать в виде сложных
изменчивых феноменов, топографически конденсирующих несчетные варианты того,
что они собой являют. Здесь я для примера опишу свой собственный опыт встречи с
миром архетипов.
На заключительном этапе сеанса мне открылось видение большой, ярко
освещенной сцены, казалось расположенной где-то за пределами времени и
пространства. Там был великолепный узорный занавес, в орнаменте которого как бы
содержалась вся история мира. Я интуитивно понял, что нахожусь в Театре
Космической Драмы, где главные роли исполняли силы, формирующие человеческую
историю. Я созерцал величественный парад таинственных фигур, которые выходили
на сцену, представлялись и медленно исчезали за кулисами.
Я понимал, что наблюдаемое мною суть персонифицированные универсальные
принципы (архетипы), которые сложным взаимодействием создают иллюзию явленного
мира, ту самую божественную игру, какую индусы называют лилой. Это были
изменчивые персонажи, собравшие в себе множество личностей, функций и даже сцен.
Пока я их наблюдал, они беспрестанно меняли свои формы в чрезвычайно сложном
голографическом взаимопроникновении, являясь одним и многим сразу. Я сознавал,
что эти фигуры обладают множеством различных граней, уровней и измерений смысла,
но никак не мог сосредоточиться на чем-то конкретном. Каждая из этих фигур
словно бы единовременно представляла суть своей функции и все конкретные
проявления выражаемого ею принципа.
Там были: Майя - завораживающая эфирная фигура, символизирующая мировую
иллюзию; Анима - воплощающая вечное Женское Начало; Воин - схожее с Марсом
олицетворение войны и агрессии; Любовники - представляющие все сексуальные
драмы и романы всех времен; царственная фигура Правителя, или Императора;
удалившийся от мира Отшельник; лживый и коварный Обманщик, и многие многие
другие. Проходя по сцене, они кланялись в мою сторону, словно ожидая оваций за
свою блистательную игру в божественной драме Вселенной.
Архетипические фигуры второй категории представляют различных божеств и
демонов, относящихся к отдельным культурам, географическим пространствам и
историческим периодам. Например, вместо обобщенного универсального образа
Великой Богини-Матери мы можем созерцать одну из ее конкретно-культурных форм -
например, Деву Марию, индуистских богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду,
греческую Геру и многих других. Точно так же конкретными образами Ужасной
Богини-Матери, кроме описанной выше свиноподобной Богини малекулан, являются
индийская Кали, доколумбовская змееголовая Коатлику или египетская
львиноголовая Сехмет. Важно еще раз подчеркнуть, что эти образы не ограничены
расовым и культурным наследием переживающего их человека. Они могут быть
извлечены из мифологии любого народа, даже если переживающему раньше ничего о
них не было известно.
Особенно часты встречи или даже отождествления с различными божествами,
которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем
вернулись к жизни. Эти персонажи, олицетворяющие смерть и воскресение, имеют
тенденцию появляться спонтанно, когда процесс внутреннего самоисследования
достигает перинатального уровня и принимает форму психодуховного возрождения. В
этот миг у многих людей могут, например, возникнуть видения распятия или они
переживают отождествление с муками Иисуса Христа, распятого на кресте.
Появление этой темы в евро-американском ареале вполне объяснимо, ибо
христианство столетиями играет в западной культуре важную роль.
|
|