|
Вторую новую область, включенную в мою картографию, можно назвать
трансперсональной, поскольку основная ее характеристика - переживание выхода за
пределы обычных для человека границ тела и эго. Трансперсональные переживания
необычайно расширяют ощущение персонального тождества, включая в него элементы
внешнего мира и других измерений реальности. Например, одна из важных категорий
трансперсональных переживаний включает в себя достоверные эмпирические
отождествления с другими людьми, животными, растениями, а также со множеством
иных аспектов природы и космоса.
Большую группу трансперсональных феноменов можно описать на языке того, что
швейцарский психиатр К. Г. Юнг (1959) называл коллективным бессознательным.
Этот огромный кладезь родовых, расовых и коллективных воспоминаний содержит все
историческое и культурное наследие человечества, а также те изначальные
организующие принципы, которые Юнг назвал "архетипами". Согласно Юнгу, архетипы
управляют как процессами в нашей психике, так и событиями, происходящими в мире
вообще. Они - это творческая сила, стоящая за присущим нашей психике бесконечно
богатым миром воображения с его пантеонами мифологических сфер и существ. В
холотропных состояниях содержание коллективного бессознательного становится
доступно для осознанного переживания.
Тщательное изучение перинатальных и трансперсональных переживаний показывает,
что в конечном счете границы между индивидуальной человеческой психикой и всем
остальным космосом произвольны и возможен выход за их пределы. Данная работа
неоспоримо доказывает, что в конечном итоге каждый из нас соизмерим с полнотой
всего бытия. Практически это означает, что все воспринимаемое нами в обычном
состоянии сознания как объект в холотропном состоянии сознания может
переживаться как соответствующий субъективный опыт. Помимо переживания
элементов материального мы также можем переживать и множество аспектов других
измерений реальности, например встречи с архетипическими существами и
мифологическими сферами коллективного бессознательного.
В холотропных состояниях мы имеем возможность переживать в ярких
подробностях все стадии своего биологического рождения, воспоминания
пренатальной жизни и даже информацию о зачатии, записанную на клеточном уровне.
Трансперсональные переживания могут вывести нас к эпизодам из жизни близких и
далеких предков, в сферу расового и коллективного бессознательного, а также
обеспечить доступ к эпизодам, которые относятся к воспоминаниям о прошлых
воплощениях или даже к следам из жизни наших животных предков. Мы можем
испытать полное сознательное отождествление с другими людьми, группами людей,
животными, растениями и даже с неорганическими объектами и процессами. В ходе
таких переживаний возможно получить совершенно новую точную информацию о
различных аспектах Вселенной, включая данные, доступ к которым для нас в
настоящей жизни по обычным каналам невозможен.
Когда мы достаточно глубоко проникли в эти измерения, скрытые от обычного
восприятия, в нашем понимании жизни и природы реальности, как правило,
происходят глубочайшие перемены. И самое главное из всех метафизических
прозрений, которые нам открываются, есть осознание того факта, что Вселенная не
автономная система, развившаяся в результате механического взаимодействия
материальных частиц. Теперь мы уже не можем принимать всерьез предположение
западной материалистической науки, что история Вселенной есть не что иное, как
история эволюции материи, ведь нам довелось непосредственно и глубоко пережить
божественные, священные, или нуминозные, измерения бытия.
ОДУШЕВЛЕННАЯ ВСЕЛЕННАЯ
Мощные трансперсональные переживания, как правило, расширяют наше
мировоззрение, включая в него элементы космологии различных первобытных народов
и древних культур. Это развитие совершенно не зависит ни от нашего интеллекта,
ни от образования или профессии. Достоверные и убедительные переживания
сознательного отождествления с животными, растениями и даже с неорганическими
материалами и процессами позволяет легко понять верования анимистических
культур, рассматривавших всю Вселенную как существо, наделенное душой. С
позиции этих культур не только животные и растения, но и Солнце, луна, звезды,
горы, реки являются живыми существами.
Следующее переживание показывает, что в необычных состояниях сознания
неорганические объекты могут восприниматься как божественные сущности. Так
произошло с Джоном, умным и образованным американцем, когда он жил со своими
друзьями в палаточном лагере в высокогорье Сьерра-Невады. Джон испытал утрату
своей обычной идентичности и отождествился с гранитной скалой.
Я отдыхал на большой плоской гранитной плите, погрузив ноги в прозрачный
горный ручей. Я грелся на Солнце, всем своим существом впитывая его лучи, и чем
больше расслаблялся, тем более глубокая умиротворенность охватывала меня -
ничего подобного я прежде не испытывал. Время текло все медленнее и наконец
совсем остановилось. Меня коснулось дыхание вечности.
Мало-помалу я утратил ощущение границ и слился с гранитной скалой. Вся
внутренняя суета и болтовня угомонились и уступили место абсолютной тишине и
неподвижности. И я почувствовал себя "дома". Я находился в состоянии
абсолютного покоя, где все мои желания и нужды были удовлетворены и на все
вопросы были получены ответы. Внезапно я осознал, что этот глубокий,
непостижимый покой каким-то образом связан с природой гранита. И пусть это
покажется невероятным, но я ощутил, что стал сознанием гранита.
Я вдруг понял, почему египтяне делали статуи божеств из гранита и почему
|
|