|
Рихард Крафт-Эбичг
СОКРОВЕННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ РОЖДЕНИЕМ, СЕКСОМ И СМЕРТЬЮ
В главе о способах воссоединения с космическим истоком я вкратце упомянул
три аспекта человеческой жизни, которые особо тесно связаны с трансперсональной
сферой, а именно рождение, секс и смерть. Как мы видели, все эти три аспекта
суть врата, позволяющие человеку выйти за пределы собственной личности и
предоставляющие ему уникальные возможности космического воссоединения. Это
справедливо независимо от того, встречаемся ли мы с данными ситуациями реально,
в повседневной жизни, или символически, в процессе углубленного эмпирического
самоисследования.
Как сами роженицы, так и люди, помогающие процессу родов или наблюдающие его,
могут переживать мощное духовное раскрытие. Это случается, если роды
происходят не в дегуманизированной обстановке больницы, но в условиях, где
возможно полное переживание их психологического и духовного воздействия Мощным
катализатором мистических переживаний может послужить и близкое соприкосновение
человека со смертью или общение с умирающими. Порой глубокодуховным событием
может стать физическая близость с чрезвычайно удачным партнером, а в некоторых
случаях она даже инициирует непрерывный процесс эволюции сознания. Эта тесная
связь между сексуальностью и духовностью лежит в основе многих тантрических
практик Востока.
Кроме тесной связи с духовностью рождение, секс и смерть демонстрируют
значимое эмпирическое взаимодействие. Для многих женщин роды, протекающие без
осложнений и в благоприятных условиях, могут стать сильнейшим сексуальным
переживанием в их жизни. И наоборот, мощный сексуальный оргазм как у женщин,
так и у мужчин может иногда принимать форму психодуховного возрождения. Такой
оргазм порой бывает настолько всепоглощающим, что может субъективно
переживаться как смерть. Связь между сексуальным оргазмом и смертью во
французском языке отражена выражением "la petite mort", что означает "малая
смерть". А умирание, особенно связанное с удушьем, может содержать сильный
сексуальный компонент.
Такая же тесная связь существует между рождением и смертью. Многие женщины
на поздних стадиях беременности видят сны, содержащие мотивы смерти и
разрушения. Как для матери, так и для ребенка, роды - событие, несущее в себе
потенциальную угрозу жизни. Даже если роды проходят легко, ничем не угрожают
жизни, они все равно могут сопровождаться сильным страхом смерти. Справедливо и
обратное: в присмертных переживаниях и родах есть общие элементы, например
ощущение прохождения сквозь туннель или трубу, навстречу свету.
В работе с холотропными состояниями нас могут посетить глубокие прозрения,
касающиеся природы эмпирических связей между рождением, сексом и смертью. В
бессознательном эти три важные области нашей жизни настолько тесно связаны и
переплетены между собой, что невозможно переживать одну из них, не соприкасаясь
с двумя другими. Это кажется удивительным, поскольку в повседневной жизни мы
обычно рассматриваем данные три области отдельно друг от друга и обсуждаем их в
различных контекстах. Рождение отмечает начало нашей жизни, позволяя младенцу
появиться на свет. Смерть, если, конечно, она не является результатом тяжелой
болезни или несчастного случая, связана с преклонным возрастом и, таким образом,
с заключительной стадией нашей жизни. Сексуальность, в полном смысле этого
слова, относится к среднему периоду нашей жизни - физической зрелости.
РОЖДЕНИЕ, СЕКС И СМЕРТЬ В ПЕРИНАТАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Этот общепринятый взгляд на связь между рождением, сексом и смертью
подвергается глубочайшим изменениям, когда процесс глубокого эмпирического
самоисследования покидает уровень воспоминаний детства и младенчества и
восходит к рождению, к перинатальной сфере психики. Мы начинаем сталкиваться с
эмоциями и физическими ощущениями чрезвычайной интенсивности, зачастую
превосходящей все, что мы прежде считали человеческими возможностями. В этот
момент переживания становятся странной смесью двух тем - рождения и смерти. Они
несут в себе ощущение сурового, угрожающего жизни узилища и отчаянной, упорной
борьбы за освобождение и выживание. На перинатальном уровне эта тесная связь
между рождением и смертью отражает тот факт, что роды - событие, потенциально
угрожающее жизни. В их процессе ребенок и мать могут погибнуть на самом деле.
Иногда дети рождаются бездыханными и их приходится оживлять.
Воскрешение в памяти различных аспектов биологического рождения может быть
весьма ярким, убедительным и зачастую воспроизводить этот процесс в
фотографических подробностях. Это случается даже с людьми, которые ничего не
знают о подробностях своего рождения и уж тем более не имеют акушерских знаний.
Например, в непосредственном переживании мы можем открыть для себя, что
родились в ягодичном предлежании, что во время родов использовались щипцы или
что мы родились с обвитой вокруг шеи пуповиной. Мы можем почувствовать тревогу,
биологическую ярость, физическую боль и удушье, связанные с этим устрашающим
событием, а также в точности узнать, какая анестезия применялась при нашем
рождении. Эти переживания часто сопровождаются различными позами и движениями
головы и тела, которые в точности воссоздают механику того или иного типа родов.
Все эти подробности можно документально подтвердить, если сохранились записи о
процессе родов или есть надежные свидетели.
Представленность в нашей психике рождения и смерти, а также тесной связи
между ними может удивить традиционных психологов и психиатров, хотя на самом
|
|