|
течь в обратном направлении. Калифорнийский физик Ричард Фейнман, открывший,
что частица, движущаяся во времени вперед, тождественна античастице, движущейся
во времени вспять, получил за это свое открытие Нобелевскую премию.
Физики-теоретики Джон Уилер, Хью Эверет и Нейл Грэм получили известность,
благодаря так называемой "гипотезе множественных миров", согласно которой наша
вселенная каждое мгновение раскалывается на бесконечное множество вселенных.
Профессор теоретической физики Калифорнийского технологического института Кип С.
Тори в своей потрясающей книге (Kip S. Thorn 1994) серьезно обсуждал
возможность использования в будущем "червоточин", "лазеек", позволяющих
мгновенно перемещаться в различные точки Вселенной, расположенные от нас на
расстоянии многих световых лет, и даже возможность путешествий во времени
вспять. Согласно Дэвиду Бому (David Bhom 1980), который многие годы сотрудничал
с Эйнштейном, мир, как мы его знаем, представляет собой только один аспект
реальности, ее "явный", или "развернутый, порядок". Его порождающей матрицей
является "скрытый порядок", т. е., как правило, незримая для нас сфера, в
которой время и пространство свернуты.
Я включил в эту книгу краткий экскурс в современную физику, ибо образное и
творческое мышление в этой дисциплине образует столь разительный контраст по
сравнению с узколобым подходом академических психиатров и психологов к проблеме
психики и сознания человека. Безусловно, радует, до какой степени физики,
пытаясь понять мир материи, сумели в своих исследованиях преодолеть
укоренившиеся представления. Не исключено, что дерзкие гипотезы современных
физиков помогут нам без предубеждений подойти к необычным и интересным
результатам современных исследований сознания.
КОСМИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Попробуем теперь подвести итог сказанному о холотропных прозрениях, которые
описывают бытие как фантастичное эмпирическое путешествие Абсолютного Сознания
- нескончаемый космический танец, совершенную игру или божественную драму.
Разыгрывая эту драму, творческий принцип, или начало, порождает из самого себя
и внутри себя несчетное множество индивидуальных образов, отдельных единиц
сознания, обладающих различной степенью автономности и независимости. Каждая из
этих единиц предоставляет возможность уникального опыта, эксперимента в
глубинах сознания. Испытывая творческую страсть исследователя, ученого и
художника, творческий принцип экспериментирует со всеми мыслимыми переживаниями
в их бесконечных вариациях и сочетаниях.
В этой божественной игре Абсолютное Сознание находит возможность выразить
свое внутреннее богатство, изобилие и огромную способность творить. Посредством
своих творений оно на всех вообразимых уровнях переживает бесчисленное
множество индивидуальных ролей, встреч, замысловатых драм и приключений.
Диапазон этой божественной игры всех игр огромен - от галактик, солнц, планет,
движущихся по своим орбитам, и лун, через растения, животных и людей до ядерных
частиц, атомов и молекул. В архетипических сферах и других измерениях бытия
также разворачиваются драмы, но они недоступны нашему восприятию в обычном
состоянии сознания.
В бесконечных циклах творения, сохранения и разрушения Абсолютное Сознание
преодолевает чувство однообразия и запредельной тоски. Временное отрицание и
утрата его изначального состояния чередуются с эпизодами нового обнаружения и
возрождения. Периоды агонии, муки и отчаяния сменяются эпизодами блаженства и
экстатического восторга. Когда изначальное, недифференцированное сознание после
временной утраты вновь обретает себя, оно переживается как восторг, изумление,
свежесть и новизна. Существование агонии позволяет по-новому пережить экстаз,
знание тьмы поддерживает правильное понимание света, а степень просветленности
прямо пропорциональна глубине прежнего неведения. Вдобавок с каждым экскурсом в
феноменальные миры, за которым следует возвращение, Вселенский Разум
обогащается опытом различных ролей, участвующих в этом процессе. Конкретно
выразив большую часть своего внутреннего потенциала, он увеличивает и углубляет
познание самого себя.
Для такого понимания космического процесса необходимо допустить, что
Вселенский Разум сознательно переживает все аспекты творения - как наблюдаемые
объекты, так и субъективные состояния. Таким образом, он может исследовать не
только весь спектр человеческих восприятий, эмоций, мыслей и ощущений, но и
состояния сознания всех других форм жизни дарвиновского эволюционного древа. На
уровне клеточного сознания он может переживать возбужденную погоню
сперматозоида за яйцеклеткой и его слияние с ней во время зачатия, равно как и
деятельность клеток печени и нейронов мозга.
Выходя за пределы царства животных и расширяясь в мир растений, Абсолютное
Сознание может стать гигантской секвойей, переживать себя как насекомоядное
растение, поглощающее мух, или участвовать в фотосинтезе, происходящем в
листьях, и в оплодотворении семян. Аналогично этому интересные эмпирические
возможности дают явления неорганического мира, начиная с внутриатомных связей,
землетрясений и взрывов атомных бомб и кончая квазарами и пульсарами, а
поскольку по своей глубочайшей природе наша психика тождественна Абсолютному
Сознанию, то эти эмпирические возможности при определенных обстоятельствах
открыты для каждого из нас.
Глядя на реальность с перспективы Вселенского Разума, мы выходим за пределы
всех противоположностей, переживаемых в обычном состоянии. Это справедливо для
таких категорий, как дух-материя, постоянство-движение, добро-зло,
мужское-женское, красота-уродство, мучение-экстаз. Что касается различия между
|
|