|
также - по своему решению - стать одним из исполнителей своей драмы. Например,
Уильям Шекспир мог бы решить сам сыграть роль Гамлета или Рихард Вагнер - спеть
партию Тангейзера; тогда они были бы в значительной степени ограничены и
обусловлены тем же сценарием, при создании которого, находясь в другой ситуации
и на другом уровне, обладали много большей свободой. Аналогично этому каждый из
нас, участвуя в божественной драме, выступает в двоякой роли - драматурга и
актера. Качественное и реалистичное исполнение этой роли требует, чтобы мы на
время оставили свою подлинную личность. Мы должны забыть о своем авторстве и
следовать сценарию.
Что касается проблемы двойственности нашей личности и нашей роли в
космической драме, то здесь следует высказать предостережение. В последние
десятилетия этот вопрос зачастую понимали и истолковывали неправильно, особенно
в рамках движения "Нью эйдж" и в упрощенных духовных школах. Но что касается
холотропных состояний, то мы в них можем выходить на такие уровни сознания, где
представляется вполне правдоподобным, что мы сами выбрали себе родителей и
обстоятельства рождения. С другой стороны, можно войти в такое состояние
сознания, в котором открывается, что мы по своей сути существа духовные и
потому свободны в своем решении воплощаться и участвовать в космической драме.
А иногда мы способны пережить очень интенсивное отождествление с самим
творческим началом, или Богом. Все эти переживания бывают весьма реальны и
убедительны.
Однако же было бы серьезной ошибкой делать из таких прозрений какие-либо
выводы относительно нашей обычной личности и нашего воплощенного "я".
Разумеется, в такой форме мы не принимали ни одного из вышеописанных решений.
Утверждения типа "ты - Бог и сам сотворил свою Вселенную", если их применять к
телу-эго, вводят в заблуждение. Я вспоминаю семинар в Эсаленском институте в
Биг-Суре (Калифорния), на котором руководитель авторитетно навязывал участникам
вышеприведенное утверждение. Одну из женщин в группе очень расстроилась, ведь
она была матерью умственно отсталого ребенка, а руководитель утверждал, что эту
трудность она якобы выбрала и создала себе сама, т. е. что она - та, какой она
себя ощущает в повседневной жизни - полностью в ответе за несчастье своего
ребенка. Такого рода ситуации обусловлены серьезные смешением уровней
рассмотрения и неправильной аргументацией, а значит, здесь налицо "ошибка в
логическом моделировании".
АРХЕТИПИЧЕСКИЕ СУЩНОСТИ И СФЕРЫ
Теперь можно вернуться к динамике космического процесса творения, каким он
открывается нам в холотропных состояниях сознания. Я уже подробно рассмотрел
наиболее часто встречающиеся прозрения, которые наводят на мысль, что
Вселенский Разум посредством сложных комбинаций многократного деления и
космической диссоциации и забвения создает виртуальные реальности живых существ,
каждое из которых ощущает себя как нечто отдельное от других и отчужденное от
своего источника. В постоянном динамическом взаимодействии друг с другом эти
существа порождают невероятно многообразные эмпирические миры, и, по всей
видимости, материальная сфера, в которой мы живем и которую хорошо знаем,
является лишь одним из этих миров, самым дальним аванпостом этой творческой
активности. Особенно интересна сфера, находящаяся между нашей повседневной
реальностью и недифференцированным Космическим Сознанием. Именно эту
мифологическую сферу усиленно изучали и описывали К.Г. Юнг и его последователи.
Эта сфера в отличие от материальной реальности недоступна обычному чувственному
восприятию; ее можно непосредственно воспринимать только в холотропных
состояниях. Юнг говорил о ней как об архетипической сфере коллективного
бессознательного. Существа, населяющие ее, наделены экстраординарной энергией и
аурой священности, или "нуминозности". По этой причине их обычно представляют и
описывают как божества. События, происходящие в этой мифической сфере,
разворачиваются в некоем пространстве и во времени, но эти пространство и время
не тождественны нашему переживанию данных измерений на материальном уровне.
Архетипическим последовательностям событий не свойственна географическая и
историческая целостность, характерная для событий материальной реальности. В
отличие от событий в нашем мире, которые можно поместить в конкретные
пространственные и временные координаты, мифические последовательности событий
нельзя поместить в целостную пространственно-временную систему. Не составляет
труда определить географические координаты Лондона или установить для
Французской революции конкретную историческую дату, но это совершенно
невозможно по отношению к небесам Шивы или к битве между греческими
богами-олимпийцами и титанами. Когда рассказывают истории, повествующие о
мифических событиях, то, чтобы отбить у слушателя охоту искать для них
географическое и историческое место в знакомом мире повседневной реальности, их
обычно начинают словами: "Давным-давно в одной далекой стране..." Однако
отсутствие фиксированных пространственных и временных координат не делает
архетипический мир онтологически менее реальным. Встречи с мифологическими
существами и посещения мифических краев, переживаемые в холотропных состояниях,
могут быть столь же реальны во всех отношениях, как и события нашей
повседневной жизни, и даже более того. Архетипическая сфера - это не плод
человеческой фантазии и воображения; она существует независимо от нас и в
высокой степени автономна. В то же время ее движущие силы, видимо, тесно
связаны с материальной реальностью и с человеческой жизнью.
Архетипы явно представляют собой более высокий порядок, нежели события
материального мира, они управляют происходящим в повседневной реальности,
|
|