|
стремление, которое кажется столь естественным, было совсем
нехарактерно для человека средневекового общества '. За тот же период в людях
развилось осознание красоты природы, которого прежде просто не существовало (4)
. В странах Северной Европы начиная с XVI века в людях развилась неуемная
страсть к труду, которой до того не было у свободного человека.
Но не только люди создаются историей - история создается людьми. Разрешение
этого кажущегося противоречия и составляет задачу социальной психологии (5).
Она должна показать не только, как новые страсти, стремления и заботы возникают
в результате социальных процессов, но и как человеческая энергия, в этих
специфических формах ее проявления, в свою очередь становится активной силой,
формирующей эти социальные процессы. Так, например, стремление к славе и успеху
и потребность в труде явились силами, без которых не мог бы развиться
современный капитализм; без этих стимулов никто не смог бы вести себя в
соответствии с экономическими и социальными требованиями современной
торгово-промышленной системы.
Фрейд представлял себе историю как результат действия психических сил, не
подверженных социальному влиянию. Из вышеизложенного ясно, что точка зрения,
представленная в данной работе, отличается от точки зрения Фрейда, поскольку мы
подчеркиваем свое несогласие с его интерпретацией. Вместе с тем мы подчеркиваем
свое несогласие и с теми теориями, которые отрицают роль человеческого фактора
в динамике общественного развития. Это относится не только к социологическим
теориям, которые прямо стремятся убрать из социологии любые психологические
проблемы, - как у Дюркгейма и его школы, - но и к тем, которые так или иначе
связаны с бихевиористской психологией. Общей ошибкой всех этих теорий является
убеждение, что у человеческой натуры нет своей динамики, что психические
изменения можно объяснить лишь как развитие новых "привычек", возникающих в
процессе адаптации к изменившимся условиям.
Эти теории, якобы признающие психологический фактор, сводят его до уровня
простого отражения определенных стандартов поведения в данном, определенном
обществе. Лишь динамическая психология, основы которой были заложены Фрейдом,
может помочь нам на деле понять человеческий фактор, а не только признать его
на словах. Хотя фиксированной "человеческой природы" не существует, мы не можем
рассматривать человеческую натуру как нечто беспредельно пластичное; как нечто
готовое приспособиться к любым условиям без развития своей психической
изменчивости. Хотя натура человека и является продуктом исторической эволюции,
она включает в себя и определенные наследственные механизмы, имеет определенные
законы; психология должна эти механизмы и законы раскрыть.
Для полного понимания того, что было сказано до сих пор, и всего того, что
последует ниже, здесь было необходимо определить понятие адаптации.
Одновременно мы покажем, какой смысл вкладывается в понятие психических
механизмов и законов.
Целесообразно различать "статическую" и "динамическую" адаптацию. Статической
мы называем такую адаптацию, при которой характер человека остается неизменным
и лишь появляются какие-то новые привычки, например переход от китайского
способа еды палочками к европейскому - вилкой и ножом. Китаец, приехав в
Америку, приспосабливается к этому новому для него обычаю, но такая адаптация
сама по себе вряд ли приведет к изменению его личности - ни новых черт
характера, ни новых стремлений он не приобретет.
Примером динамической адаптации может послужить такая, когда ребенок
подчиняется строгому, суровому отцу; он слишком боится отца, чтобы поступать
иначе, и становится "послушным". В то время как он приспосабливается к
неизбежной ситуации, в нем что-то происходит. Может развиться интенсивная
враждебность по отношению к отцу, которую он будет подавлять, ибо не только
проявить, но даже осознать ее было бы слишком опасно. Эта подавленная
враждебность - хотя она никак не проявляется - становится динамическим фактором
его характера. Она может усилить страх ребенка перед отцом и тем самым повести
к еще большему подчинению; может вызвать беспредметный бунт - не против
кого-либо конкретно, а против жизни вообще. Здесь, как и в первом случае,
индивид приспосабливается к внешним условиям, но такое приспособление изменяет
его; в нем возникают новые стремления, новые тревоги. Любой невроз - это пример
подобной динамической адаптации к таким условиям, которые являются для индивида
иррациональными - особенно в раннем детстве - и, вообще говоря,
неблагоприятными для роста и развития ребенка. Аналогично
социально-психологические явления, проявляющиеся у целых общественных групп и
сопоставимые с невротическими, например наличие явно выраженных разрушительных
или садистских импульсов, иллюстрируют динамическую адаптацию к социальным
условиям, иррациональным и вредным для взрослых людей. Почему такие явления
нельзя считать невротическими, мы обсудим позднее.
Кроме вопроса о том, какого рода адаптация имеет место в том или ином случае,
необходимо ответить и на другие вопросы: что именно заставляет людей
приспосабливаться почти к любым, хоть сколь-нибудь приемлемым условиям жизни и
где границы этой приспособляемости? Прежде всего мы обращаем внимание на то,
что одни черты человеческой натуры являются более гибкими, а другие - менее. Те
черты характера, те стремления, которые отличают людей друг от друга, проявляют
чрезвычайно широкую эластичность. Дружелюбие или враждебность и
разрушительность, жажда власти или стремление к подчинению, отчужденность,
тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или
страх перед ними - все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно
обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определенные условия жизни.
Они достаточно устойчивы; превратившись в черты человеческого характера, они
исчезают или трансформируются в другие побуждения с большим трудом. Но эти же
черты харак
|
|