|
ыборной кампании с присущей ей пропагандистской шумихой вокруг
кандидатов и т.д.
Прекращение отравления населения средствами массового внушения окажет на
потребителей почти такое же воздействие, какое оказывает на наркоманов
воздержание от приема наркотиков.
Необходимо уничтожить пропасть между богатыми и бедными странами.
Можно не сомневаться в том, что наличие и дальнейшее углубление пропасти между
богатыми и бедными странами приведет к катастрофе. Бедные страны уже перестали
воспринимать их экономическую эксплуатацию индустриальным миром как божий дар.
И хотя Советский Союз эксплуатирует свои государства-сателлиты по-прежнему в
колониальном духе, одновременно он поддерживает протест колониальных народов и
использует его как оружие против Запада. Повышение цен на нефть было началом --
и символом -- требований народов колониальных стран покончить с существующей
системой, которая вынуждает их продавать сырье по низким ценам, а промышленные
товары покупать по высоким. Точно так же война во Вьетнаме была символическим
началом конца политического и военного господства Запада над колониальными
народами.
Что же может произойти, если решительные меры для уничтожения этой пропасти не
будут предприняты? В этом случае либо широко распространятся и проникнут в
общество белых какие-нибудь эпидемии, либо голод доведет население нищих стран
до такого отчаяния, что они -- возможно, не без помощи некоторых сочувствующих
им людей в индустриальном мире -- прибегнут к насилию и даже применению
ядерного или биологического оружия, что вызовет хаос в лагере белых.
Для того, чтобы предотвратить эту катастрофу, нужно устранить условия,
порождающие голод и болезни, а для этого жизненно необходима помощь
высокоразвитых стран. При оказании такой помощи богатые страны не должны
руководствоваться желанием получать прибыли и какие-либо политические
преимущества; не следует также распространять экономические и политические
принципы капитализма на страны Азии и Африки. Без сомнения, определять наиболее
эффективные пути оказания помощи бедным странам должны специалисты в области
экономики.
Но выполнить данную задачу могут только те, кого можно назвать "настоящими
специалистами, т.е. те, у кого, кроме прекрасного интеллекта, есть еще и
неравнодушное человеческое сердце, побуждающее их заниматься поисками решения
проблемы. Однако для того, чтобы собрать этих специалистов, получить от них
рекомендации и следовать им, необходимо, чтобы заметно ослабла ориентация на
обладание и возникло чувство солидарности и заботы (а не жалости). Настоящая же
забота предполагает, что она распространяется не только на наших современников,
но и на наших потомков. Действительно, больше всего о нашем эгоизме говорит то,
как мы расхищаем природные ресурсы, отравляем нашу природу и готовимся к
ядерной войне. Нас ничуть не смущает тот факт, что наши потомки получат от нас
в наследство эту разоренную, не пригодную к жизни Землю.
Но произойдут ли в нас такие внутренние изменения? Этого никто не знает, но
если этого не случится, то предотвратить конфликт между бедными и богатыми
странами вряд ли удастся.
Введение гарантированного годового дохода будет способствовать искоренению
многих пороков, присущих современным капиталистическому и коммунистическому
обществам1.
1Я выдвигал данную идею в книге "Здоровое общество" в 1955 г., она
рассматривалась также на симпозиуме в середине 60-х гг. [см.: Theobald, 1966].
Суть данной идеи заключается в следующем: все люди -- независимо от того,
работают они или нет, -- имеют право на кров и пищу. Они должны получать не
более, но и не менее того, что совершенно необходимо для жизни человека. Такое
право кажется сейчас чем-то новым, но, как известно, уже с давних пор
проповедовалось христианской церковью, а во множестве "примитивных" племен
претворялось в жизнь безусловное право людей на жизнь независимо от того,
выполняют они свой "долг перед обществом" или нет. Именно это гарантируется
нами домашним животным, но не распространяется на наших ближних.
Если бы такой закон был принят и реализован, это чрезвычайно расширило бы
пространство личной свободы; никого, кто экономически зависим от другого
человека (от отца, мужа, хозяина и т.д.), уже нельзя было бы заставить
подчиняться под угрозой голода; желающие изменить свою жизнь талантливые люди
могли бы освободиться от любой формы финансовой зависимости, если бы
согласились пойти на некоторые жертвы и в течение какого-то времени пожить в
относительной бедности. Современные государства всеобщего благоденствия почти
что претворили в жизнь этот принцип; но "почти что" еще не означает полностью,
по-настоящему. Бюрократия все еще управляет людьми, все еще подвергает их
контролю и унижениям. Но при гарантированном доходе сам факт, что любой человек
нуждается в скромном жилье и минимуме пищи, не требует "доказательства". В
таком случае отпала бы необходимость в бюрократическом аппарате, руководящем
программой социального обеспечения с присущими ему убытками и оскорблением
человеческого достоинства.
Гарантированный доход может обеспечить реальную свободу и независимость.
Поэтому он несовместим с любой системой, основанной на эксплуатации и контроле,
особенно с различными формами диктатуры. Для советской системы характерно, что
она упорно отвергает подобные предложения даже в сфере элементарных услуг и
товаров (например, бесплатный общественный транспорт или бесплатное молоко).
Исключением является бесплатное медицинское обслуживание, хотя и это только
видимость, потому что оно ставит совершенно определенное условие: чтобы
получить его, нужно быть больным.
Если произвести расчеты стоимости содержания ог
|
|