Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Иметь или Быть?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
нсы создать новое общество?
Список литературы
Именной указатель
 
Предисловие
В этой книге я вновь раскрываю две главные темы, рассматриваемые мной в 
предыдущих работах. Я, во-первых, продолжаю исследования в области 
радикально-гуманистического психоанализа, обращая особое внимание на анализ 
эгоизма и альтруизма -- двух основных ориентации характера. В третьей части 
книги, я продолжаю развивать тему, которая была затронута в книгах "Здоровое 
общество" и "Революция надежды", а именно: кризис современного общества и 
возможные пути его преодоления. Конечно, вполне вероятно, что я буду повторять 
некоторые высказанные ранее мысли, однако, как мне кажется, новая точка зрения, 
положенная в основу этой работы, а также то, что я расширил в ней рамки своих 
прежних концепций, послужат компенсацией даже для тех, кто знаком с моими 
предыдущими работами. 
Название данной книги почти совпадает с названием двух ранее вышедших книг: 
"Быть и иметь" Габриеля Марселя и "Обладание и бытие" Бальтазара Штеелина. Все 
эти книги проникнуты духом гуманизма, однако подход к проблеме в них совершенно 
разный. Так, Марсель рассматривает ее с теологической и философской точек 
зрения; книга Штеелина -- это конструктивное обсуждение материализма в 
современной науке и своеобразный вклад в Wirklichkeitsanalyse1; данная же книга 
содержит эмпирический психологический и социальный анализ двух способов 
существования. Я рекомендую книги Марселя и Штеелина тем, кто серьезно 
интересуется данной темой. (До недавнего времени я не знал, что издан 
английский перевод книги Марселя, и читал прекрасный перевод, сделанный Беверли 
Хьюзом специально для меня. Но в Списке литературы я указал изданную книгу.) 
 
1 Анализ действительности (нем.). (Прим. перев.) 
 
Чтобы упростить чтение книги, я свел к минимуму число подстрочных примечаний и 
их объем. Полные названия книг, ссылки на которые в тексте взяты в скобки, 
приведены в Списке литературы. 
Наконец хочу выполнить приятную обязанность и выразить признательность тем, кто 
оказал мне помощь в улучшении содержания и стиля данной книги. В первую очередь 
Райнеру Функу: наши продолжительные беседы дали мне возможность глубже понять 
тонкости христианской теологии; он безотказно снабжал меня рекомендациями по 
теологической литературе; кроме того, он прочитал рукопись несколько раз, и его 
блестящие конструктивные предложения и критические замечания помогли мне 
улучшить ее и устранить некоторые неточности. Я благодарю Марион Одомирок, чье 
тщательное редактирование во многом улучшило эту книгу. Я хочу поблагодарить 
также Джоан Хьюз, с терпением и добросовестностью печатавшую все многочисленные 
варианты рукописи и внесшую при этом несколько удачных предложений по 
совершенствованию языка и стиля книги. И наконец, я хотел бы выразить свою 
признательность Анни Фромм, которая прочитала несколько вариантов рукописи и 
каждый раз вносила много ценных идей и предложений. 
Э. Ф.
Нью-Йорк, июнь 1976 
 
Действовать -- значит быть.
Лао-Цзы 
Люди должны думать не столько
о том, что они должны делать,
сколько о том, каковы они суть.
Мейстер Экхарт 
Чем ничтожнее твое бытие,
чем меньше ты проявляешь свою жизнь,
тем больше твое имущество,
тем больше твоя отчужденная жизнь...
Карл Маркс 
Введение
Крах больших надежд и новые альтернативы
Конец одной иллюзии
С самого начала индустриального века надежду и веру поколений питали Великие 
Обещания Безграничного Прогресса -- предчувствия материального изобилия, личной 
свободы, господства над природой, т.е. наибольшего счастья для наибольшего 
числа людей. Известно, что наша цивилизация началась, когда человек научился в 
достаточной степени управлять природой, но до начала века индустриализации это 
управление было ограниченным. Промышленный прогресс, в процессе которого 
произошла замена энергии животного и человека сначала механической, а затем 
ядерной энергией и замена человеческого разума электронной машиной, побудил нас 
думать, что мы находимся на пути к неограниченному производству и, 
следовательно, к неограниченному потреблению, что техника может сделать нас 
всемогущими, а наука -- всезнающими. Мы думали, что можем стать высшими 
существами, которые могут создать, используя природу в качестве строительного 
материала, новый мир. 
Мужчины и все в большей и большей степени женщины, испытав новое чувство 
свободы, стали хозяевами своей жизни: свободный от оков феодализации человек 
мог (или думал, что может) делать то, что хотел. Это действительно было 
справедл
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-