|
овес релятивизму Юнга он утверждает: "Никакой рефлективной
деятельности нельзя оправдать, если она не достигает истины и значимости и
не избегает ошибки и лжи" (loc. cit., р. 54). *)
Анализ некоторых типов религиозного опыта
Помехой любому обсуждению религии являются терминологические неясности.
Хотя мы и знаем, что кроме монотеистических существовало и существует
множество других религий, но все же связываем религию с системой, помещающей
в центр бога и сверхъестественные силы; мы склонны считать монотеистическую
религию мерилом для понимания и оценки всех других религий. И тогда мы
задаем себе вопрос: а можно ли религии без бога, такие, как буддизм, даосизм
или конфуцианство (*11*), вообще называть религиями? Такие светские системы,
как современный авторитаризм, вовсе не называют религиями, хотя с
психологической точки зрения они вполне того заслуживают. У нас просто нет
слова для обозначения религии - в качестве общечеловеческого феномена, -
которое бы не вызывало какой-нибудь ассоциации с тем или другим конкретным
типом религии. Ввиду отсутствия такого слова я буду употреблять в дальнейшем
термин "религия"; но хотелось бы пояснить с самого начала, что под религией
я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия,
позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для
преданного служения.
Фактически не было такой культуры - и, видимо, никогда не будет, - в
которой не существовало бы религии в этом широком смысле. Не нужно, впрочем,
останавливаться на таком чисто описательном утверждении. Изучая человека, мы
начинаем понимать, что потребность в смысле и служении коренится глубоко в
условиях человеческого существования. В моей книге "Человек для себя" дан
анализ природы этой потребности. Приведу цитаты.
"Самосознание, разум и воображение нарушили "гармонию" животного
существования. Их появление превратило человека в аномалию, в каприз
универсума. Человек - часть природы, он подчинен физическим законам и не
способен изменить их; и все же он выходит за пределы природы. Он отделен,
будучи частью; он бездомен и все же прикован к дому, в котором живет вместе
со всеми другими существами. Брошенный в этот мир в определенное место и
время, он таким же случайным образом изгоняется из него. Осознавая себя, он
понимает свою беспомощность и ограниченность собственного существования. Он
предвидит конец - смерть. Он никогда не освободится от дихотомии своего
существования: он не может избавиться от разума, даже если бы захотел; он не
может избавиться от тела, пока жив, и тело заставляет его желать жизни".
"Разум, благословение человека, есть также его несчастье; он принуждает
его все время решать неразрешимую задачу. Человеческое существо отличается в
этом отношении от всех других организмов; оно находится в состоянии
постоянного и неизбежного неравновесия. Человеческую жизнь нельзя "прожить",
повторяя видовые образцы; человек сам должен прожить свою жизнь. Человек -
единственное животное, которому может быть скучно, которое
недовольно, которое может чувствовать себя изгнанным из рая. Человек
- единственное животное, для которого его собственное существование является
проблемой; он должен ее решать, и ему от нее не спрятаться. Он не может
вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с природой и должен развивать
свой разум, пока не станет господином природы и самого себя.
* * *
С появлением разума внутри человека образовалась дихотомия, заставляющая
его вечно стремиться к новым решениям. Разуму, этой причине развития
человеческого мира - мира, в котором человек чувствует себя спокойно и
относится таким же образом к окружающим, - присущ внутренний динамизм.
Каждая достигнутая ступень все же оставляет человека недовольным и побуждает
искать новые решения. В человеке нет какого-то врожденного "стремления к
прогрессу"; на том пути, которому он следует, им движет противоречие в его
существовании. Изгнанный из рая, утерявший единство с природой, он
становится вечным странником (таким, как Одиссей, Эдип, Авраам, Фауст)
(*12*); он вынужден идти вперед и постоянным усилием познавать непознанное,
заполняя ответами пустоты в пространстве своего знания. Человек должен
объяснить себе самого себя и смысл своего существования, он стремится
преодолеть этот внутренний разрыв, он мучим желанием "абсолютности", той
гармонии, которая снимет проклятие, разделившее его с природой, с другими
людьми, с самим собой.
* * *
Дисгармония человеческого существования порождает потребности, выходящие
далеко за пределы его животности. Эти потребности вызывают настоятельную
нужду в восстановлении единства и равновесия между ним и остальной природой.
Человек пытается воссоздать единство и равновесие прежде всего с помощью
мышления, конструируя в сознании всеобъемлющую картину мира, отправляясь от
которой можно было бы ответить на вопрос, где он находится и что должен
делать. Но такие мыслительные системы недостаточны. Будь человек бестелесным
интеллектом, цель б
|
|