|
рила мне
кни-
– * По Б. Даттнеру.
[57]
гу, которую купила во время прогулки и считала интересной для меня. Я
поблагодарил за зтот знак «внимания», обещал прочесть книгу, спрятал ее и не
мог потом найти. Так прошли месяцы, иногда я вспоминал об исчезнувшей книге и
напрасно пытался найти ее. Полгода спустя заболела моя любимая мать, которая
жила отдельно от нас. Моя жена уехала, чтобы ухаживать за свекровью. Состояние
больной было тяжелое, жена показала себя с самой лучшей стороны. Однажды
вечером, охваченный благодарными чувствами к жене, я вернулся домой, открыл без
определенного намерения, но как бы с сомнамбулической уверенностью определенный
ящик письменного стола и сверху нашел давно исчезнувшую запрятанную книгу".
Исчезла причина, и пропажа нашлась.
Уважаемые дамы и господа! Я мог бы продолжить этот ряд примеров. Но я не буду
этого делать. В моей книге «Психопатология обыденной жизни» (впервые вышла в
1901 г.) вы найдете богатый материал для изучения ошибочных действий.* Все эти
примеры свидетельствуют об одном, а именно о том, что ошибочные действия имеют
свой смысл, и показывают, как этот смысл можно узнать или подтвердить по
сопутствующим обстоятельствам. Сегодня я буду краток, поскольку мы должны при
изучении этих явлений получить необходимые сведения для подготовки к
психоанализу. Я намерен остановиться только на двух группах ошибочных действий,
повторяющихся и комбинированных, и на подтверждении нашего толкования
последующими событиями.
Повторяющиеся и комбинированные ошибочные действия являются своего рода
вершиной этого вида действий. Если бы нам пришлось доказывать,
что
–
* Также в сочинениях А. Медера (1906-1908), А. А. Брилла (1912), Э. Джонса
(1911), И. Штерне (1916) и др.
[58]
ошибочные действия имеют смысл, мы бы именно ими и ограничились, так как их
смысл очевиден даже ограниченному уму и самому придирчивому критику.
Повторяемость проявлений обнаруживает устойчивость, которую почти никогда
нельзя приписать случайности, но можно объяснить преднамеренностью. Наконец,
замена отдельных видов ошибочных действий друг другом свидетельствует о том,
что самым важным и существенным в ошибочном действии является не форма или
средства, которыми оно пользуется, а намерение, которому оно служит и которое
должно быть реализовано самыми различными путями. Хочу привести вам пример
повторяющегося забывания. Э. Джонс (1911, 483) рассказывает, что однажды по
неизвестным причинам в течение нескольких дней он забывал письмо на письменном
столе. Наконец решился его отправить, но получил от «Dead letter office»
обратно, так как забыл написать адрес. Написав адрес, он принес письмо на почту,
но оказалось, что забыл наклеить марку. Тут уж он был вынужден признать, что
вообще не хотел отправлять это письмо.
В другом случае захватывание вещей «по ошибке» (Vergreifen) комбинируется с
запрятыванием. Одна дама совершает со своим шурином, известным артистом,
путешествие в Рим. Ему оказывается самый торжественный прием живущими в Риме
немцами, и среди прочего он получает в подарок золотую античную медаль. Дама
была задета тем, что шурин не может оценить прекрасную вещь по достоинству.
После того как ее сменила сестра и она вернулась домой, распаковывая вещи, она
обнаружила, что взяла медаль с собой, сама не зная как. Она тут же написала об
этом шурину и заверила его, что на следующий же день отправит нечаянно попавшую
к ней медаль в Рим. Но на следующий день медаль была куда-то так запрятана, что
ее нельзя было найти и отправить, и тогда
[59]
дама начала догадываться, что значит ее «рассеянность», – просто ей хотелось
оставить медаль у себя.
*
Я уже приводил вам пример комбинации забывания с ошибкой (Irrtum), когда кто-то
сначала забывает о свидании, а потом с твердым намерением не забыть о нем
является не к условленному часу, а в другое время. Совершенно аналогичный
случай из собственной жизни рассказывал мне мой друг, который занимался не
только наукой, но и литературой. «Несколько лет тому назад я согласился
вступить в комиссию одного литературного общества, предполагая, что оно поможет
мне поставить мою драму. Каждую пятницу я появлялся на заседании, хотя и без
особого интереса. Несколько месяцев тому назад я получил уведомление о
постановке моей пьесы в театре в Ф. и с тех пор я постоянно забываю о
заседаниях этого общества. Когда я прочитал Вашу книгу об этих явлениях, мне
стало стыдно моей забывчивости, я упрекал себя, что это подлость – не являться
на заседания после того, как люди перестали быть нужны, и решил ни в коем
случае не забыть про ближайшую пятницу. Я все время напоминал себе об этом
намерении, пока, наконец, не выполнил его и не очутился перед дверью зала
заседаний. Но, к моему удивлению, она оказалась закрытой, а заседание
завершенным, потому что я ошибся в дне: была уже
суббота!»
Весьма соблазнительно собирать подобные наблюдения, но нужно идти дальше. Я
хочу показать вам примеры, в которых наше толкование подтверж
|
|