|
Меланхолия, точное определение понятия которой не твердо и в описательной
психиатрии, встречается в различных клинических формах, объединение которых
в одну клиническую единицу не окончательно установлено; из них одни скорее
похожи на соматические заболеваниям другие - на психогенные. Кроме
впечатлений, доступных всякому наблюдателю, наш материал ограничивается
небольшим количеством случаев, психогенная природа которых не подлежала
никакому сомнению. Поэтому мы наперед отказываемся от всяких притязаний на
то, чтобы наши выводы относились бы ко всем случаям, и утешаем себя
соображением, что при помощи наших настоящих методов исследования мы едва
ли можем что-нибудь найти, что не было бы типичным, если не для целого
класса заболеваний, то по крайней мере для небольшой группы.
Сопоставление меланхолии и печали оправдывается общей картиной обоих
состояний. ... Также совпадают и поводы к обоим заболеваниям, сводящиеся к
влияниям жизненных условий в тех случаях, где удается установить эти
поводы. Печаль является всегда реакцией на потерю любимого человека или
заменившего его отвлеченного понятия, как отечество, свобода, идеал и т. п.
Под таким же влиянием у некоторых лиц вместо печали наступает меланхолия,
отчего мы подозреваем их в болезненном предрасположении. Весьма
замечательно также, что нам никогда не приходит в голову рассматривать
печаль как болезненное состояние и предоставить ее врачу для лечения, хотя
она влечет за собой серьезные отступления от нормального поведения в жизни.
Мы надеемся на то, что по истечении некоторого времени она будет
преодолена, и считаем вмешательство нецелесообразным и даже вредным.
Меланхолия в психическом отношении отличается глубокой страдальческой
удрученностью, исчезновением интереса к внешнему миру, потерей способности
любить, задержкой всякой деятельности и понижением самочувствия,
выражающимся в упреках и оскорблениях по собственному адресу и нарастающим
до бреда ожидания наказания. Эта картина становится нам понятной, если мы
принимаем во внимание, что теми же признаками отличается и печаль, за
исключением только одного признака: при ней нет нарушения самочувствия. Во
всем остальном картина та же. Тяжелая печаль - реакция на потерю любимого
человека - отличается таким же страдальческим настроением, потерей интереса
к внешнему миру, поскольку он не напоминает умершего, - потерей способности
выбрать какой-нибудь новый объект любви, что значило бы заменить
оплакиваемого, отказом от всякой деятельности, не имеющей отношения к
памяти умершего. Мы легко понимаем, что эта задержка и ограничение "я"
являются выражением исключительной погруженности в печаль, при которой не
остается никаких интересов и никаких намерений для чего-нибудь иного.
Собственно говоря, такое поведение не кажется нам патологическим только
потому, что мы умеем его хорошо объяснить.
Мы принимаем также сравнение, называющее настроение печали страдальческим.
Нам ясна станет правильность этого, если мы будем в состоянии экономически
охарактеризовать это страдание.
В чем же состоит работа, проделываемая печалью? Я полагаю, что не будет
никакой натяжки в том, если изобразить ее следующим образом: исследование
реальности показало, что любимого объекта больше не существует, и
реальность подсказывает требование отнять все либидо, связанные с этим
объектом. Против этого поднимается вполне понятное сопротивление, - вообще
нужно принять во внимание, что человек нелегко оставляет позиции либидо
даже в том случае, когда ему предвидится замена. Это сопротивление может
быть настолько сильным, что наступает отход от реальности и объект
удерживается посредством галлюцинаторного психоза, воплощающего желание...
При нормальных условиях победу одерживает уважение к реальности, но
требование ее не может быть немедленно исполнено. Оно приводится в
исполнение частично, при большой трате времени и энергии, а до того
утерянный объект продолжает существовать психически. Каждое из воспоминаний
и ожиданий, в которых либидо было связано с объектом, приостанавливается,
приобретает повышенную активную силу, и на нем совершается освобождение
либидо. Очень трудно указать и экономически обосновать, почему эта
компромиссная работа требования реальности, проведенная на всех этих
отдельных воспоминаниях и ожиданиях, сопровождается такой исключительной
душевной болью. Замечательно, что эта боль кажется нам сама собою понятной.
Фактически же по окончании этой работы печали "я" становится опять
свободным и освобожденным от задержек.
Применим теперь к меланхолии то, что мы узнали о печали. В целом ряде
случаев совершенно очевидно, что и она может быть реакцией на потерю
любимого человека. При других поводах можно установить, что имела место
более идеальная по своей природе потеря. Объект не умер реально, но утерян
как объект любви (например, случай оставленной невесты). Еще в других
случаях можно думать, что предположение о такой потере вполне правильно, но
нельзя точно установить, что именно было потеряно, и тем более можно
предполагать, что и сам больной не может ясно понять, что именно он
потерял. Этот случай может иметь место и тогда, когда больному известна
потеря, вызвавшая меланхолию, так как он знает, кого он лишился, но не
знает, что в нем потерял. Таким образом, нам кажется естественным привести
меланхолию в связь с потерей объекта, каким-то образом недоступной
сознанию, в
|
|