|
аже, что сотворение огромного человеческого сооб-
щества достигается тем успешнее, чем меньше заботы о счастье индивида.
Таким образом, индивидуальное развитие имеет особые черты, которые не
повторяются в культурном процессе человечества. Первый процесс имеет
целью вхождение индивида в сообщество только там, где он совпадает со
вторым. Подобно тому, как планета вращается не только вокруг собственной
оси, но и вокруг центрального тела, отдельный человек, следуя по своему
собственному жизненному пути, принимает участие и в развитии человечест-
ва, Нашему слабому зрению игра небесных сил кажется застывшим и вечно
самому себе равным порядком; в органическом мире, напротив, мы видим
взаимную борьбу сил и непрерывную смену результатов этого конфликта. У
каждого индивида сталкиваются два стремления - к собственному счастью и
к единению людей; точно так же враждуют и оспаривают друг у друга место
под солнцем процессы индивидуального и культурного развития. Но эта
борьба прямо не вытекает из непримиримого антагонизма двух первичных
влечений, Эроса и Смерти. Здесь мы имеем дело с раздором в самом хо-
зяйстве либидо, сравнимым со спором о распределении либидо между оЯп и
объектами. Эта борьба, будем надеяться, допускает согласие индивида с
обществом в культуре будущего, сколь бы этот раздор не отягощал сегод-
няшнюю жизнь индивида.
Аналогию между культурным и индивидуальным развитием можно сделать
еще более широкой. А именно, предположив, что у общества также формиру-
ется некое оСверх-Яп, оказывающее влияние на развитие культуры. Для зна-
тока различных культур было бы заманчивой задачей - проследить эту ана-
логию во всех деталях, Я ограничусь несколькими бросающимися в глаза мо-
ментами. оСверх-Яп любой культурной эпохи имеет тот же источник, что и
оСверх-Яп индивида. Им является впечатление, оставленное вождями, людьми
подавляющей духовной силы, либо людьми, у которых одна из человеческих
страстей получила самое сильное и чистое - поэтому часто одностороннее -
выражение. Иногда аналогия идет еще дальше: достаточно часто, если не
всегда, эти личности при жизни подвергаются насмешкам, преследуются или
даже жесточайшим образом уничтожаются. Ведь и праотец был обожествлен
много позже своей насильственной смерти. Самым трогательным примером по-
добной судьбы может служить личность Иисуса Христа, если только она не
принадлежит мифу, вызванному к жизни мрачной памятью о том изначальном
убийстве. Совпадение есть и в другом: культурное оСверх-Яп, как и оС-
верх-Яп индивида, выдвигает сильные идеальные требования, наказывает
острахом совестип за непослушание. Удивительно то, что в массовом прояв-
лении эти душевные процессы более доступны нашему сознанию, чем в инди-
видуальном, когда отчетливо воспринимается только агрессивность оС-
верх-Яп. У индивида агрессивность предстает как упреки оСверх-Яп в слу-
чае напряжения, тогда как находящиеся на заднем плане требования остают-
ся бессознательными. Если их довести до сознания, то обнаружится, что
они совпадают с предписаниями оСверх-Яп данной культуры. Культурное раз-
витие массы и индивидуальное развитие так сочетаются и переплетаются
друг с другом, что многие свойства оСверх-Яп легче обнаружить, наблюдая
за поведением культурного сообщества, а не индивида.
оСверх-Яп культуры формирует свои идеалы и требования, к которым от-
носятся и объединяемые под именем этики требования к взаимоотношениям
между людьми, Во все времена этике придавали огромное значение, ожидали
от нее чрезвычайно важных деяний. Действительно, этика обращается к тому
пункту, в котором легко распознать самое больное место культуры. Этику
можно понять как попытку терапевтического воздействия, как усилие дос-
тичь с помощью заповедей оСверх-Яп того, что не сумела сделать вся ос-
тальная работа культуры. Речь здесь идет о том, как устранить с пути
культуры самое серьезное препятствие - конститутивную агрессивность че-
ловека. Поэтому наш интерес привлекла новейшая заповедь оСверх-Яп
культуры: возлюби ближнего твоего как самого себя. Изучение и терапия
неврозов привели нас к двум упрекам по отношению к индивидуальному оС-
верх-Яп. Во-первых, оно проявляет мало заботы о счастье оЯп: суровость
заповедей и запретов не принимает во внимание ни сопротивления их испол-
нению, ни силу влечений ооОноп, ни трудности, с которыми они сталкивают-
ся в окружающем мире. В терапевтических целях нам приходится поэтому бо-
роться со оСверх-Яп, понижать уровень его притязаний. Сходные возражения
вызывают у нас этические требования культурного оСверх-Яп. Оно также ма-
ло озабочено фактической душевной конституцией человека, отдает приказы,
не задаваясь вопросом об их исполнимости. Более того, оно исходит из
предположения, будто человеческое оЯп в состоянии психологически вынести
все то, что на него возлагается, что ооЯп имеет неограниченную власть
над своим оОноп. Это - заблуждение, так как даже у так называемого нор-
мального индивида власть над ооОноп не поднимается выше определенного
уровня. Если от него требуют большего, то у индивида это вызывает бунт
или невроз, либо делает его несчастным. Заповедь овозлюби ближнегоп спо-
собствует человеческой агрессивности и является изумительным примером
непсихологичности действий культурного оСверх-Яп. Заповедь неисполнима,
поскольку столь значительная инфляция любви способна лишь понизить ее
ценность, но не устранить нужду. Всем этим культура пренебрегает, она
только повторяет, что чем труднее следовать предписанию, тем выше заслу-
га. Но тому, кто последует такому предписанию в рамках современной
культуры, придется нести убытки в пользу того, кто с ними не считается,
Сколь же сильным должно быть выдвинутое культурой против агрессивности
средство защиты, если послед
|
|