|
м. И постарается избавиться, хотя бы частично, от
незаслуженных благ.
Характерной особенностью ригидного, которую трудно понять тем, кто не
страдает травмой несправедливости, является то, что свои привилегии перед
другими он считает еще большей несправедливостью, чем привилегии других перед
ним. В таких случаях многие ригидные бессознательно поступают таким образом,
чтобы потерять привилегии или прибыли от них. Иные находят другой выход – ноют
и жалуются, чтобы скрыть от окружающих свои прибыли. Еще кто-то считает себя
обязанным кого-то чем-то отблагодарить. Я могу подтвердить все это, так как и
сама принадлежу к ригидному типу. Будучи совсем маленькой, я обладала
множеством талантов, учеба давалась мне очень легко, я была "любимицей" у
многих учителей. Уже тогда я старалась как можно чаще помогать другим, чтобы
все было справедливо, – я считала несправедливостью получать больше, чем другие.
Между прочим, это и есть главная причина того, что ригидный склонен помогать
другим.
Теперь тебя не должно удивлять, что ригидный не любит принимать подарки: он
оказывается должником. Чтобы не чувствовать себя обязанным сделать другому
подарок равной стоимости (справедливость требует), он предпочитает ничего не
принимать и отказывается от подарка. Когда ему предлагают, например, заплатить
за его обед, он обычно отказывается, чтобы не держать в голове, что в следующий
раз будет его очередь платить. Если он и соглашается, то лишь дав себе обещание,
что в следующий раз заплатит с лихвой.
Вполне нормально, что личность, страдающая травмой несправедливости, чаще
других втягивается в ситуации, по ее мнению, несправедливые. Фактически же,
ситуация, которую такая личность квалифицирует как несправедливую, другой
личностью, не страдающей травмой несправедливости, воспринимается иначе.
Приведу пример. Как-то я беседовала с одной женщиной, которая сильно
страдала оттого, что оказалась старшей в семье. Она всегда считала, что
помогать матери возиться с другими детьми, а особенно показывать им хороший
пример, – несправедливость. Но другие женщины не раз рассказывали мне, как
несправедлива к ним была судьба, определив им второе или третье место по
старшинству, как редко им доставалась новая одежда (обычно они донашивали
одежду старших), как манипулировали ими старшие.
А сколько раз мне доводилось выслушивать женщин и мужчин, сетовавших на
свою участь: им выпало ухаживать за больными престарелыми родителями – разве
это справедливо? И самая великая несправедливость усматривалась в том, что
другие братья и сестры каким-то образом ухитрялись оставаться в стороне, у них
находились серьезнейшие причины, чтобы за родителями не ухаживать. Такие
ситуации никогда не складываются случайно. И страдают эти несчастливцы не
вследствие сложившейся ситуации, а наоборот, их травма притягивает такого рода
ситуацию, и прекратится это лишь после того, как травма будет излечена.
Я упоминала выше о способности ригидного контролировать себя, брать на себя
обязательства. Именно ригидная часть личности заботится о том, чтобы человек
следовал некоему режиму. Человеку, вовсе не страдающему травмой
несправедливости, то есть не-ригидному, это не удается – он не может
контролировать себя так, как контролирует ригидный. Ригидный не понимает,
почему мазохист не следует режиму. Не понимает и не принимает. Он считает, что
каждый может контролировать себя, стоит только захотеть по-настоящему. Когда
ригидный берет на себя обязательства, то мотивацией является его желание
достичь совершенства, как он его сам понимает.
Личность не-ригидная обвиняет себя в отсутствии силы воли, но есть
существенное различие между понятиями "контролировать себя" и "иметь силу воли".
Контролирует себя тот, кто навязывает себе нечто такое, что не обязательно
соответствует его потребностям. За контролем обязательно прячется страх.
Человек, имеющий силу воли, знает, чего хочет, и твердо намерен достичь этого.
Он добивается своей цели, организуя себя, ни на миг не ослабляя усилий и уважая
в одинаковой мере и свои потребности, и свои пределы. Если какое-то событие
разрушает его планы, он может быть достаточно гибким, чтобы эти планы
перестроить и снова идти к цели. Ригидная же личность даже не проверяет,
соответствуют ли ее желания истинным ее потребностям. Она не дает себе времени
уединиться и спросить себя: "Как я чувствую себя с этим желанием и с теми
средствами, которыми собираюсь его удовлетворить?"
Ригидный может иногда показаться контролирующим, но его вмешательство
никогда не ставит целью контроль, он не стремится привлечь к себе внимание или
показать, какой он сильный, как это делает контролирующий; он вмешивается
только тогда, когда о ком-то сказано что-то на его взгляд несправедливое или
неточное. Ригидный исправляет сказанное, а контролирующий добавляет к
сказанному. Ригидный может отчитать другого человека, если искренне считает,
что тот с его талантами и способностями мог бы лучше выполнить работу.
Контролирующий тоже может выбранить человека – если тот выполнил работу не в
соответствии с его, контролирующего, вкусами или ожиданиями.
Еще одно различие между контролем ригидного и контролем контролирующего
заключается в том, что первый контролирует себя и старается не потерять
контроль над собой, так как это было бы, по его мнению, несправедливо по
отношению к другим; контролирующий же контролирует себя ради того, чтобы лучше
контролировать ситуацию или другого человека и тем самым быть сильнее других.
Ригидный любит, чтобы во всем был образцовый порядок. Ему не нравится,
когда что-то приходится искать. У некоторых страсть к раскладыванию по полочкам
переходит в одержимость.
Ригидному очень трудно понять различие между ригидностью и дисциплиной. Я
определяю ригидность след
|
|