|
возникающее от его безнравственности, проявляется в виде потребности в
наказании. Вина и потребность в наказании означают, что образы родителей
проявляют активность, угрожая ему наказанием приблизительно так же, как это
делали его подлинные родители. Пока эта потребность в наказании не
удовлетворена, она продолжает существовать; напряжение может накапливаться
годами, а попытки снять его могут привести к тому, что человек будет снова и
снова попадать в беду. Направленная внутрь разрушительная энергия должна быть
поэтому устранена. Как и другие виды энергии Ид, она может зайти слишком далеко,
если Эго не осознает, что происходит, и не остановит развитие процесса. В
противном случае потребность в наказании может причинить индивиду неприятности,
нередко проявляющиеся в «забывчивости» или "легкомыслии".
Как мы видим, напряжения Ид несколько сложнее, чем можно было подозревать
вначале. Имеются напряжения либидо, направленного наружу, и напряжения либидо,
направленного внутрь; напряжения мортидо, направленного наружу, и напряжения
мортидо, направленного внутрь. Все четыре группы напряжений требуют
удовлетворения, и обязанность Эго держать их все под контролем. Одна из
важнейших и самых трудных задач Эго – следить за тем, чтобы направленное внутрь
напряжение мортидо не возросло сверх меры вследствие удовлетворения какого-либо
из остальных трех напряжений. Иными словами, «вина» может вызвать большее
напряжение, чем было снято поступком, вызвавшим эту вину; некоторые люди, не
умеющие контролировать свое чувство вины, способны безудержно наказывать себя
за какой-нибудь банальный проступок.
Бессознательные образы родителей и их преемников, воплощающие ранние уроки
жизни, нагружены долей либидо и мортидо, отщепленной от остального Ид. Эта
система, участвующая в принятии решений, носит название Суперэго. Вопрос о вине
и потребности наказания сложен, поскольку явления эти связаны с рядом элементов,
участвующих в принятии решений. Первый из них – только что описанное Суперэго.
Второй – это Идеал Эго, состоящий из сложившихся у индивида сознательных и
бессознательных образов того, чем он хотел бы быть; образы эти сформированы по
образцу некоторых людей, кем он восхищается и кому хотел бы подражать,
поскольку приписывает им идеальные качества. Далее, у индивида есть еще
сознательный образ того, что хорошо и что плохо, полученный главным образом от
его религиозных наставников, школьных учителей и других авторитетов; эти
авторитеты и формируют то, что обычно называется совестью.
Для простоты мы объединим все эти три элемента под общим именем Суперэго.
Одна из первых вещей, на которых ребенок учится выполнять свой долг, – это
правильное управление кишечником; поэтому период тренировки кишечника играет
важную роль в формировании Суперэго. Это хороший пример твердо установленной,
но довольно сложной связи между кишечником и мортидо, с которой мы еще
встретимся ниже.
Следует иметь в виду, что мортидо, заключенное в Суперэго, есть некоторая доля,
отщепленная от остального Ид и способная выступать в большей или меньшей
степени в качестве противника Ид. Итак, в конечном счете Эго встречается с
тремя энергетическими системами, которые надо принимать в расчет перед
действием: это желания Ид, реальность внешнего мира и Суперэго.
Как мы видим, решения человека могут приниматься сознательно или подсознательно.
Сознательные решения, как нам хотелось бы думать, регулируются Принципом
Реальности и сознательной совестью. Подсознательные решения в случае действий
небольшого эмоционального значения могут быть упрощены привычкой, чем
достигается также сбережение энергии. В большей части эмоциональных ситуаций
решения зависят от исхода конфликта между подсознательными силами Суперэго и Ид.
Решение принимается без ведома индивида, не знающего стоящих за этим решением
подлинных сил; когда оно уже принято, индивид берет на себя задачу найти для
него оправдание, убедив себя и других, что оно принято в соответствии с
реальной ситуацией. Этот процесс называется "рационализацией".
10. Для кого все это делается?
Что такое "Я"? Мы описали желания Ид, удовлетворение которых доставляет
индивиду удовольствие. Мы рассказали, каким образом Суперэго руководит
действиями Эго и наказывает индивида за его грехи. Мы рассмотрели, каким
образом Эго, зажатое между этими двумя силами, должно руководить «нами» среди
опасностей внешнего мира. Для кого же работают все эти силы? Что такое мое
истинное Я? Может быть, это мое Эго? Или мое Ид? Или мое Суперэго?
Одна женщина описывала свое Я как нечто управляющее всем ее остальным существом.
Самое себя она представляла чем-то вроде возницы, управляющего запряженной
ослом тележкой. Осел был частью ее самой; временами он брал верх и заставлял ее
делать вещи, о которых она жалела. В таких случаях ее Я осуждало осла. Чем было
это Я, о котором она говорила? Это было Эго.
Эго – это система, способная видеть самое себя подобно тому, как части тела
могут ощущать одна другую. Отсюда у людей возникает ощущение, что они могут
проследить за работой собственной психики как будто со стороны точно так же,
как могут проследить за перемещениями своей ноги. В действительности в Эго
содержатся три части, и все они могут смотреть друг на друга в разные моменты
времени. Одну из этих частей составляют специальные родительские образы; другая
часть – это взрослое Я, работающее в соответствии с Принципом Реальности; и
вдобавок у каждого человека сидит в голове маленький ребенок, которым он
некогда был. У каждой женщины есть в голове маленькая девочка, а у каждого
|
|