Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн :: Эрик Берн - Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных
<<-[Весь Текст]
Страница: из 173
 <<-
 
развивается. Люди не рождаются хорошими или плохими, а учатся своим способам 
поведения в очень раннем возрасте от окружающих людей. Когда ребенок становится 
плохим, родители нередко задают себе вопрос: "В чем тут наша вина? Каким 
примером были мы для наших детей?"



9. Как человек принимает решение?

Есть два способа принимать решение. Первый из них состоит в обдумывании. Мы 
рассматриваем ту или иную возможность, взвешиваем все обстоятельства и 
принимаем решение, более или менее соответствующее Принципу Реальности. Второй 
способ обходится без сознательного обдумывания. Если бы нам пришлось думать о 
каждой мелочи, которую мы делаем в течение дня, то нерешительность обратила бы 
нашу жизнь в сплошную суматоху. Представьте себе, что нам пришлось бы каждый 
раз, нажимая кнопку, задумываться над тем, каким пальцем ее нажать; тогда это 
превратилось бы в столь же длительную процедуру, как одевание у малышей. 
Поэтому мозг располагает способами принимать за нас решения без ведома нашего 
сознания.
Один из способов бессознательного принятия решений – автоматическая экономия 
мышления, называемая привычкой, – экономит усилия при обращении с простыми 
повседневными ситуациями, не вызывающими напряжений Ид. Встречаются люди, и в 
самом деле вынужденные обдумывать и разрабатывать каждый пустяк, который 
большинство из нас делает по привычке; как мы увидим дальше на примере Энн Кейо,
 у таких людей возникает множество забот, поглощающих все их время и энергию, 
так что у них почти не остается времени заняться всерьез обычными делами. Как 
показали исследования, обычные действия вроде нажатия кнопки или мытья рук, не 
имеющие для обычного человека какого-либо эмоционального смысла, приобретают у 
таких людей особое значение. Их либидо и мортидо слишком смещено на тривиальные 
предметы и делает слишком многие образы неясными. Поскольку привычка работает 
лишь в ненапряженных ситуациях с отчетливыми образами, у таких одержимых как 
раз поступки, связанные с привычкой, вызывают трудности. Разные части 
окружающего мира чрезмерно привлекают их либидо и мортидо.
Для принятия решения в более эмоциональных ситуациях само Ид доставляет нам 
бессознательную силу. Сила эта основана на эмоциональных установках, 
заимствуемых в раннем детстве у родителей и других лиц, любовь которых мы ценим 
и боимся потерять. Выйдя из младенческого возраста, люди приобретают 
способность бессознательно принимать некоторые решения, соответствующие, как 
они полагают, воображаемым пожеланиям этих близких людей в данных условиях. Они 
ведут себя, как будто они говорят себе что-нибудь вроде следующего: "Я должен 
поступить таким образом, потому что этого потребовал бы мой отец, будь он 
сейчас рядом со мной. Если я поступлю не так, он нахмурит брови, как это бывало 
в детстве".

Важно заметить, что человеку вовсе незачем говорить себе эти вещи; результат 
получается, однако, в точности такой, как
если бы
он их себе сказал. Таким путем сберегаются время и энергия, необходимые для 
принятия решений.

У детей, воспитанных без отца или родителями, плохо исполнявшими свою роль, эта 
часть их развития оказывается нарушенной, что может причинить им в дальнейшей 
жизни возрастающие огорчения и трудности.
В состав родительских влияний входят усвоенные с детства уроки, как сохранять 
любовь других людей. В раннем детстве индивид усваивает, как он «должен» себя 
вести, поскольку родители порицают его, когда он поступает не так, как должен 
поступать, по их мнению; и это чувство «должного» внедряется столь глубоко, что 
становится частью психической структуры человека. В более позднем возрасте (то 
есть после пяти-шести лет) также усваивается нечто должное, теперь уже 
остающееся в сознании в виде так называемой совести и также играющее роль в 
принятии решений. Более ранняя подсознательная совесть, однако, важнее 
сознательной совести, поскольку она образуется раньше, укореняется глубже, 
имеет большую силу, труднее поддается изменению и контролю и влияет на 
поведение человека без его отчетливого понимания, а часто вопреки его воле.
Когда индивид вырастает, его родители уже не стоят рядом с ним, готовые 
наказать его за отступления от должного поведения; но их могущественные, тяжело 
нагруженные эмоциями образы остаются в его психике, а это не менее действенно, 
поскольку индивид будет всегда поступать в соответствии со своими образами, а 
не с реальным окружением. Неважно, что этим образам должного двадцать или сорок 
лет, потому что они подсознательны, а подсознательное, как мы знаем, никогда не 
стареет, и образы его пропитаны ощущением бессмертия, сохраняющим их молодыми и 
свежими. Что касается наказания в случае проступка, то и оно обходится без 
участия родителей. Об этом заботится его собственное Ид.
Точно так же, как часть либидо обращается на самого индивида, внушая ему 
уважение к себе, так и часть его мортидо обращается внутрь, доставляя энергию 
для собственного наказания. Если его поступок несовместим с поведением, 
усвоенным как должное в раннем детстве, эта часть его мортидо высвечивает перед 
ним порицающие образы родителей. Когда мы делаем что-нибудь, чего бы делать не 
должны, возникающая при этом реакция называется "виной". И если даже индивид не 
сознает этой вины, то неудовлетворенное напряжение направленного внутрь мортидо,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 173
 <<-