|
для первых газетных полос. Так, усердно трудящийся
церковный староста может стать либо президентом того или иного совета после
тридцати лет беспорочной службы, либо окажется в тюрьме за растрату церковных
средств. Похоже, что в жизни есть два типа людей. Мы их называем: настоящие и
пластичные. Настоящие люди все решают за себя сами, а пластичных постоянно
отвлекают разного рода «дары» судьбы.
Остановимся на «дарах» судьбы. Если пофантазировать, то можно предположить, что
каждый ребенок вытаскивает две «игрушки» из мешка, который находит у изголовья
своей колыбели; одну — простую и бесхитростную, другую — с фокусом. Простая —
это призывы вроде: «Трудись усердно!», «Доводи каждое дело до конца!» и т.п. С
фокусом — это джокер из сценарной колоды: «Плюнь на домашние задания», «А кому
какое дело?», «Чтоб ты исчез!» и т.п. Обе эти «игрушки», если человек
своевременно не отбросит их в сторону, формируют стиль его жизни и его судьбу.
Родительские образцы
Чтобы «создать» леди, нужно начинать с бабушки; чтобы «создать» шизофреничку,
нужно тоже начинать с бабушки. Зоя (так назовем нашу будущую леди) может
превратиться в леди, если мать научит ее всему тому, что для этого полагается.
Как и большинство девочек, она путем подражания рано овладеет искусством
улыбаться, умением красиво ходить и сидеть. Позже ее научат как следует
одеваться, как себя вести, чтобы быть приятной окружающим, как изящно говорить
«нет». Наверное, и отцу есть что сказать дочери, но он чаще всего оказывается
только поводом для женских наставлений. Отец может диктовать директивы, но в
основном мать вырабатывает для дочери образец, и материнский Взрослый
наставляет, как воплотить его в жизнь. Сценарная матрица прекрасной леди по
имени Зоя изображена на схеме 8.
Итак, Зоя воспитана как леди. Сделает она на этом карьеру или взбунтуется
против системы с ее запретами, зависит от того, какова, согласно сценарию,
сфера ее собственных решений. Ей, быть может, разрешены в умеренных дозах
некоторые отклонения (вино, увлечения), но если она проявит большую
настойчивость, то будет ли это нарушением сценария или результатом провокации,
то есть сценарным актом? Возможно, ее отец сказал бы: «Нет, нет, не так лихо!»
или (про себя). «Она не без темперамента, хаха. Моя малышка не ледышка!»
Если мать не женственна, не умеет красиво ходить, сидеть и одеваться, Зоя
скорее всего последует по тому же пути. Так часто бывает с дочерьми матерей,
подверженных шизофрении. Это может произойти в том случае, если мать умерла,
когда дочь была маленькой и лишилась образца для подражания. «Встанешь утром и
не знаешь, что на себя надевать», — говорила одна женщина, лишившаяся матери в
возрасте четырех лет.
Схема 8. «Прекрасная леди»
Если речь идет о мальчике, сценарий и образец скорее всего влияют на выбор им
сферы его деятельности. Маленьким ребенком он говорит: «Когда я вырасту, я
стану юристом, как мой отец». Но это не всегда осуществляется. Результат
зависит и от материнского программирования в следующей примерно форме: «Работа
должна быть (или не должна быть) такой, где постоянно риск и напряжение, как
(или не так, как) у твоего отца». Эти предписания, так же как сценарные
директивы, указывают скорее не на конкретную профессию, а на особый род
трансакций (прямые или косвенные, рискованные или безопасные и т.п.). Но именно
отец выступает в качестве образца, который принимается или отвергается.
Сын может пойти против воли матери и унаследовать профессию отца. Это, возможно,
бывает прямым вызовом, или антисценарием. С другой стороны, ведь его реальная
мать выступает как бы в трех видах: Родитель, Взрослый и Ребенок. Сын, может
быть, идет против выраженного желания Родителя или Взрослого навстречу не
выраженной, но очевидной радости Ребенка. Сын усваивает директивы, видя восторг
и обожание на лице матери, когда отец рассказывает о своем последнем
приключении. То же самое относится к указаниям, которые отец дает Зое. Его
Родитель или Взрослый будет постоянно предупреждать о различных опасностях, но
обнаружит детский интерес, если услышит от нее, например, о беременности
одноклассницы. Это провокация, на которую она может поддаться, особенно если
примером для нее служит мать.
Иногда матрица бывает перевернутой, но чаще всего директивы идут от родителя
противоположного пола, а образец — от родителя того же пола. В любом случае в
образце соединяются, обнаруживаются и реализуются многие сценарные директивы.
«Демон»
«Демон» — большой «шутник» в человеческой жизни и «джокер» в психотерапии. Как
бы заботливо психотерапевт ни продумывал свои планы, «демон» может появиться в
самый решающий момент и все сломать. И даже неважно, насколько умело
психотерапевт планирует беседу, пациент может все равно одержать верх. Как
только психотерапевт получает на руки «четыре туза», пациент может начать
играть «джокера», и тогда его «демон» берет «банк». Затем пациент весело
исчезает, а консультант перебирает «колоду» и соображает: «Что же произошло?»
Даже если психотерапевт готов к подобному варианту, ему бывает очень трудно
что-либо предпринять. Он даже может предвидеть: как только пациент «докатит
свой камень до вершины», «демон» отвлечет его внимание, и «камень снова будет в
долине». Причем «демон» всегда бдит и следит внимательн
|
|