Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн :: 2. Эрик Берн - Люди, которые играют в игры - 2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-
 
й 
живот камнями. Согласно другим версиям, девочка звала на помощь и охотник убил 
волка топором в тот момент, когда волк собирался съесть Красную Шапочку.
Перед нами опять разыгрывается сцена похищения. Могучее животное завлекает 
девочку обманным путем. Волк любит есть детей, но вместо девочки в его животе 
оказываются камни. С точки зрения «марсианина» эта история вызывает целый ряд 
интересных вопросов. Он принимает ее на веру целиком, вместе с говорящим волком,
 хотя с таковым никогда не сталкивался. Но, размышляя о случившемся, он гадает: 
«Что все это может означать?» и «Что представляют собой люди, с которыми это 
могло случиться?»



Реакция «марсианина»


...Однажды мать послала Красную Шапочку отнести пирожок бабушке, которая жила 
за лесом. По дороге девочка встретила волка. Вопрос: какая мать пошлет 
маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки? Почему она не отнесла 
еду сама или не пошла с дочерью? Если бабушка столь беспомощна, почему мать 
позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но если уж девочке обязательно 
надо было идти, то почему мать не запретила ей останавливаться и заговаривать с 
волками? Из истории ясно, что Красная Шапочка не была предупреждена о возможной 
опасности. Ни одна настоящая мать не может быть в действительной жизни столь 
беспечной, поэтому создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что 
произойдет с дочерью, или она решила от нее избавиться. В то же время едва ли 
найдется другая такая же бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев 
волчьи глаза, уши, лапы и зубы, все еще думать, что перед ней
ее
бабушка? Почему она не бросилась бежать из дома? И кем же она была, если потом 
помогала набивать волчий живот камнями! В любом случае всякая добрая девочка 
после разговора с волком не стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: «Он 
собирается съесть мою бабушку, надо скорее бежать за помощью».

Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Если посмотреть на эту 
историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со своим 
собственным сценарием, то мы заметим, как аккуратно (с точки зрения марсианина) 
их личности сцеплены друг с другом.
1. Мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью «несчастного случая», 
чтобы в конце истории разразиться словами: «Ну разве это не ужасно! Нельзя даже 
пройти по лесу без того, чтобы какой-нибудь волк...».
2. Волк, вместо того чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет 
выше своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо кончит и сам накличет на 
себя беду. Он, наверное, читал в юности Ницше (если может говорить и 
подвязывать чепец, почему бы ему его не читать?). Девиз волка: «Живи с 
опасностью и умри со славой».
3. Бабушка живет одна и держит дверь незапертой. Она, наверное, надеется на 
что-то интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила со своими 
родственниками. Может быть, поэтому она не хочет жить с ними или по соседству. 
Бабушка кажется достаточно молодой женщиной — ведь у нее совсем юная внучка. 
Так почему бы ей не искать приключений?
4. Охотник — очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать 
побежденного соперника с помощью милой маленькой особы. Перед нами явно 
подростковый сценарий.
5. Красная Шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и даже 
залезает к нему в постель. Она явно играет с волком. И эта игра заканчивается 
для нее удачно.
В этой сказке каждый герой стремится к действию почти любой ценой. Если брать 
результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом интрига, в сети 
которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, 
способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве приманки. Тогда 
мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться 
подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться 
подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек. Короче говоря: 
волку нельзя гулять в лесу одному. При этом возникает еще интересный вопрос: 
что делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день?
Если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем представить себе 
Красную Шапочку в действительной жизни. Решающий ответ заключается в вопросе: 
кем станет Красная Шапочка с такой матерью и с таким опытом в будущем, когда 
вырастет?



Сценарий Красной Шапочки

Многие психоаналитики, анализируя сказку о Красной Шапочке, большое внимание 
уделяют символическому значению камней, положенных в волчий живот. А 
трансакционные аналитики считают более важным изучение взаимодействий между 
героями сказки.
...Керри пришла к психотерапевту на консультацию в возрасте тридцати лет. Она 
жаловалась на головные боли, депрессию, скуку, отсутствие удовлетворительного 
партнера. Как и большинство Красных Шапочек (КШ), с которыми сталкивался 
психотерапевт, она старалась всем помочь, но не прямо, а как-то косвенно. 
Однажды, войдя в помещение консультации, она сообщила: «На ул
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-