Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн :: 1. Эрик Берн - Игры, в которые играют люди - 1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 59
 <<-
 
которой жена говорит от лица Родителя, а муж 
подыгрывает ей, как не по годам развитый ребенок.
Еще более убедительна психологическая классификация времяпрепровождении. 
Например, и в «Родительский комитет», и в «Психиатрию» можно играть в так 
называемой проецирующей и интроецирующей форме. На схеме 6а дан анализ 
времяпрепровождения уровня «Родительский комитет» проецирующего типа, 
основанного на конструкции Родитель — Родитель.
Схема 6. Времяпрепровождения
А: Если бы не разводы, не было бы такой преступности среди подростков.
В: Дело не только в этом. Сейчас детей даже в благополучных семьях не учат 
хорошим манерам, как это было в наше время.
«Родительский комитет» интроецирующего типа соответствует конструкции Взрослый 
— Взрослый:
С: Мне кажется, я просто не могу быть хорошей матерью.
D: Как бы вы ни старались, дети все равно вырастают не такими, как хочется. Вам 
только и остается, что гадать: правильно ли вы поступаете и какие ошибки успели 
совершить?
«Психиатрия» проецирующего типа (уровень Взрослый — Взрослый):
Е: По-моему, его поведение — результат подсознательной фрустрации.
F: Мне кажется, вам прекрасно удалось сублимировать ваши агрессивные 
наклонности.
На схеме 6б показана «Психиатрия» интроецирующего типа. Это времяпрепровождение 
на уровне «Взрослый — Взрослый».
N: Для меня эта живопись символизирует порочность и грязь.
H: Что касается меня, занятия живописью — это попытка угодить отцу.
Времяпрепровождения не только создают структуру времени и обеспечивают 
участникам взаимно приемлемые «поглаживания», но и выполняют функцию 
социального отбора. В процессе времяпрепровождения Ребенок в каждом участнике 
внимательно наблюдает за партнерами и оценивает их возможности. К концу 
вечеринки каждый игрок выберет себе нескольких человек, с которыми ему 
захочется познакомиться поближе, отбросив других участников, независимо от того,
 насколько интересными или привлекательными они были в течение вечера. 
Избранники обычно представляют собой наиболее вероятных кандидатов для более 
сложных взаимоотношений, то есть для игр. Такую систему отбора, несмотря на 
наше желание дать ей рациональное объяснение, мы считаем в большой степени 
интуитивной и бессознательной.
В некоторых случаях в процессе отбора Взрослый берет верх над Ребенком. 
Например, рассмотрим ситуацию, в которой страховой агент старательно учится 
разного рода социальным времяпрепровождениям. В процессе игры его Взрослый 
прислушивается к возможным клиентам и выделяет их из остальных партнеров как 
людей, с которыми ему хотелось бы познакомиться поближе. Причем его выбор, как 
правило, совершенно не зависит от их умения играть или от ощущения внутреннего 
родства с ними, а основывается на второстепенных факторах, в данном случае на 
их готовности платить.
Между тем времяпрепровождения обладают одной специфической особенностью — они 
взаимно исключают друг друга. Например, «мужской разговор» и «женский разговор» 
никогда не смешиваются. Компания, увлеченно играющая в «А вы бывали 
когда-нибудь… (там-то)?», с раздражением отнесется к назойливому гостю, который 
хочет играть в «Сколько стоит…?». Игрокам в «Родительский комитет» 
проецирующего типа не понравится вторжение интроецирующих игроков, хотя их 
недовольство не будет столь сильным, как в обратной ситуации.
Времяпрепровождения формируют основу для знакомства и могут привести к дружбе. 
Например, компания женщин, каждое утро собирающаяся по очереди в чьем-нибудь 
доме, чтобы выпить кофе и поиграть в «Непутевого мужа», скорее всего окажет 
весьма прохладный прием новой соседке, которая хочет играть во «Все 
замечательно». Каково им, без конца твердящим, что у них отвратительные мужья, 
слышать, как новая соседка расхваливает своего мужа, утверждая, что он — само 
совершенство. Вряд ли они будут долго терпеть ее в своей компании. Если на 
вечеринке кто-то из компании хочет перейти от беседующих в одном углу в другую 
группу, то он либо должен присоединиться к новому времяпрепровождению, либо 
суметь переключить эту группу на новую тему. Хорошая хозяйка, безусловно, 
всегда владеет ситуацией. В случае необходимости она объявит программу: «Мы тут 
играем в „Родительский комитет“ проецирующего типа. Хотите принять участие?» 
Или: «Ну, девочки, вы, должно быть, уже наигрались в „Гардероб?“ Или: 
„Познакомьтесь, мистер N — писатель (политик, хирург). Я уверена, что он с 
удовольствием сыграет в «Смотри, мама, какой я молодец! Не правда ли, мистер 
N?“

Времяпрепровождения способствуют подтверждению ролей, избранных человеком, и 
укреплению его жизненной позиции. Понятие «роль» сходно с тем, что Юнг
10
называл persona, с той только разницей, что это понятие более глубоко коренится 
в фантазиях. В «Родительском комитете» проецирующего типа один из игроков может 
взять на себя роль сурового Родителя, другой — добродетельного Родителя, третий 
— роль снисходительного Родителя, а четвертый — роль Родителя-помощника. Все 
четверо ощущают Родительское состояние Я и действуют в соответствии с ним. 
Однако все четверо его ощущают по-разному. Если роль каждого из них признается 
другими, то есть не вызывают антагонизма, или в ответ на любой антагонизм 
только укрепляется, или встречает одобрение людей некоторого типа (что 
выражается в «поглаживаниях»), то это означает, что данная роль встречает 
поддержку.

А подтверждение роли способствует укреплению жизненной позиции индивида. 
Жизненная п
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 59
 <<-