Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн :: 1. Эрик Берн - Игры, в которые играют люди - 1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 59
 <<-
 
зиция формулируется в виде простого утверждения, влияющего на все 
трансакции того или иного индивида. В конечном итоге жизненная позиция 
определяет не только его судьбу, но чаще всего и судьбу его потомков. Позиция 
может быть более или менее абсолютной. Типичными жизненными позициями, исходя 
из которых можно играть, например, в «Родительский комитет» проецирующего типа, 
являются следующие: «Все дети — плохие!», «Все чужие дети — плохие!», «Все дети 
печальны!», «Детям всегда достается!». Каждая из этих позиций соответственно 
вызывает к жизни роль суровою, или добродетельного, или снисходительного 
Родителя или Родителя— помощника. Жизненная позиция проявляется прежде всего в 
установке, которую она порождает. Именно в соответствии с установкой индивид 
проводит трансакции, составляющие его роль.
Выбор и фиксация позиции происходят у человека на удивление рано, в основном 
начиная со второго года жизни (иногда даже с первою), и заканчиваются примерно 
к семи годам. Во всяком случае, это происходит гораздо раньше, чем человек 
приобретает достаточный жизненный опыт и ясность мысли, чтобы понять, какими 
серьезными обязательствами он себя связал.
На основе жизненной позиции, занимаемой человеком, нетрудно сделать вывод о том,
 какое у него было детство. И если не вмешиваются какие-то важные 
обстоятельства, то человек чаще всего всю жизнь занят укреплением своей позиции 
и борьбой с ситуациями, угрожающими ей. Он будет избегать этих ситуаций, 
обороняться от некоторых элементов или будет умело манипулировать ими, 
добиваясь того, чтобы из угрозы его жизненной позиции они превращались в ее 
оправдание.
Почему времяпрепровождения столь стереотипны? Одна из причин состоит в том, что 
они служат в основном стереотипным целям. Однако преимущества, которые они 
сулят человеку, так велики, что становится понятным, почему люди предаются им с 
таким энтузиазмом и почему так приятно играть с партнером, который занимает 
творческую и благожелательную позицию.
Времяпрепровождение не всегда легко отличить от деятельности; они действительно 
часто встречаются вместе. Многие обыденные времяпрепровождения, например «Какая 
машина лучше?», следуют схеме, которую психологи назвали бы обменом репликами 
по типу: «Выбери один из предложенных вариантов и закончи предложение».
А. «Форд» мне нравится больше, чем «Шевроле», «Плимут», потому что…
В. Ну, я бы скорее купил «Форд», чем «Шевроле», «Плимут», потому что…
Очевидно, что подобные стереотипные высказывания вполне могут содержать 
полезную информацию.
Можно упомянуть еще несколько широко распространенных времяпрепровождении «У 
меня тоже» часто является вариантом «Подумайте, какой ужас!», «Почему бы им не» 
(сделать что-нибудь в этой связи) — любимое времяпрепровождение домохозяек, не 
стремящихся к эмансипации. «А мы тогда» (сделаем то-то) — времяпрепровождение 
на уровне Ребенок — Ребенок. «Что бы такое отмочить» — времяпрепровождение для 
несовершеннолетних преступников или слишком весело настроенных взрослых.



ИГРЫ

1. Определение *Игрой* мы называем серию следующих друг за другом скрытых 
дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она 
представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне 
выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче 
говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Игры отличаются 
от процедур, ритуалов и времяпрепровождении, на наш взгляд, двумя основными 
характеристиками: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша. Процедуры бывают 
успешными, ритуалы — эффективными, а времяпрепровождение — выгодным. Но все они 
по своей сути чистосердечны (не содержат «задней мысли»). Они могут содержать 
элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но 
никогда — драматичным. Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко 
характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом.
Нам необходимо разграничить игры с ранее не обсуждавшимся типом социального 
действия, а именно с операцией. Операцией мы называем простую трансакцию или 
набор трансакций, предпринятых с некоторой заранее сформулированной целью. 
Например, если человек честно просит, чтобы его утешили, и получает утешение, 
то это операция. Если кто-либо просит, чтобы его утешили, и, получив утешение, 
каким-то образом обращает его против утешителя, то это игра. Следовательно, 
внешне игра выглядит как набор операций. Если же в результате игры один из 
участников получает «вознаграждение», то становится ясно, что в ряде случаев 
операции следует считать маневрами, а просьбы — неискренними, так как они были 
лишь ходами в игре.
Например, в игре «Страхование», о чем бы страховой агент ни вел разговор, если 
он настоящий игрок, он ищет клиента или «обрабатывает» его. Единственная его 
цель — заполучить «добычу». То же самое относится к играм «Недвижимое 
имущество» и другим подобного типа. Поэтому когда коммерсант на званом вечере 
вместе с другими гостями участвует в тех или иных времяпрепровождениях, 
например в «Доходах и расходах», то за его дружеским поведением фактически 
может скрываться целый ряд умелых маневров, цель которых — добыть интересующую 
его информацию. В США существуют десятки профессиональных журналов, обучающих 
искусству коммерческих маневров. Они рассказывают о выдающихся играх и игроках 
(коммерсантах, заключивших исключительно удачные сделки). С точки зрения 
трансакци
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 59
 <<-