Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн :: 1. Эрик Берн - Игры, в которые играют люди - 1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 59
 <<-
 
 совершенно очевидно, что трансакция — это звенья одной цепочки: каждая 
реакция (Рк) в свою очередь становится стимулом (Ст).
Первым правилом коммуникации мы считаем следующее: пока трансакции 
дополнительны, процесс коммуникации будет протекать гладко. Следствие из этого 
правила пока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжаться 
неопределенно долго. Эти правила не зависят ни от природы трансакций, ни от их 
содержания. Они целиком основаны на векторах общения Пока трансакции сохраняют 
дополнительный характер, правило будет выполняться независимо от того, заняты 
ли ее участники, например, какими-то сплетнями (Родитель — Родитель), решают ли 
реальную проблему (Взрослый — Взрослый) или просто играют вместе (Ребенок — 
Ребенок или Родитель — Ребенок).
Схема 3. Пересекающиеся трансакции
Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается, если 
происходит то, что мы называем *пересекающейся* трансакцией. На схеме 3а 
представлена наиболее обычная пересекающаяся трансакция, которая вызывает 
наибольшие трудности в процессе общения, какой бы стороны человеческих 
отношений она ни касалась: семейной жизни, любви, дружбы или работы 
(пересекающаяся трансакция первого типа). Именно этот тип трансакции доставляет 
наибольшие хлопоты психотерапевтам (в психоанализе он получил название 
классической реакции переноса). Стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый — 
Взрослый, например: «Давай попробуем понять, почему в последнее время ты стал 
много пить» или «Ты не знаешь, где мои запонки?». Соответствующим трансакции 
Взрослый — Взрослый в первом случае может быть признан ответ: «Давай попробуем 
понять. Мне и самому этого хочется». А во втором: «Запонки лежат на столе».
Однако собеседник может вдруг вспылить. Тогда ответы будут другие, например в 
первом случае» «Ты как мой отец все время меня критикуешь», — а во втором 
«Вечно я у тебя во всем виновата!» Оба последних ответа соответствуют схеме 
Ребенок — Родитель, и, как видно из схемы 3а, векторы трансакций пересекаются.

При подобных обстоятельствах следует временно отложить решение проблемы 
алкоголя или запонок до тех пор, пока векторы не будут приведены в порядок. Это 
может продолжаться несколько месяцев в первом примере
и
несколько секунд во втором, причем либо игрок должен стать Родителем, дополняя 
неожиданно проснувшегося в собеседнике Ребенка, либо нужно активизировать в нем 
Взрослого. Если, например при обсуждении с хозяйкой качества мытья посуды, 
вдруг служанка вздумает взбунтоваться, то разговор на уровне Взрослый — 
Взрослый будет закончен. Возможным продолжением может стать коммуникация на 
уровне Ребенок — Родитель или обсуждение другой Взрослой проблемы — не следует 
ли хозяйке уволить служанку.

На схеме 3б показан случай, обратный пересекающейся трансакции первого типа Он 
представляет собой реакцию контрпереноса, хорошо знакомую психотерапевтам: 
пациент делает объективное, Взрослое замечание, а врач перекрещивает векторы, 
отвечая как родитель ребенку. Это пересекающаяся трансакция второго типа. 
Например, на вопрос: «Не знаешь, где мои запонки?»
— может последовать ответ: «Почему ты никогда сам не знаешь, где твои вещи? Ты 
ведь, кажется, уже не ребенок!»
*Диаграмма* *взаимоотношений* (схема 4), на которой изображены девять возможных 
векторов общения между спрашивающим и отвечающим, обладает некоторыми 
интересными свойствами.
Дополнительные трансакции между «равными психологическими состояниями» 
представлены линиями (1-1), (5-5), (9-9). Трансакции (2-4) (4-2), (3-7) (7-3) и 
(6-8) (8-6) тоже дополнительные. Все остальные комбинации образуют 
пересекающиеся трансакции, и на диаграмме они тоже пересекаются: например, 
(3-7) (3-7) — двое людей, лишившихся дара речи, свирепо уставились друг на 
друга. Если никто из них не уступит, коммуникация прекратится и они разойдутся 
в разные стороны. Обычно один отступает на (7-3), что приводит к игре 
«Скандал»; лучшим решением было бы (5-5), при котором оба рассмеются или 
обменяются рукопожатием.
Схема 4. Диаграмма взаимоотношений
Простые дополнительные трансакции чаще всего встречаются при неглубоких 
производственных или общественных взаимоотношениях. Их легко нарушить простыми 
пересекающимися трансакциями. В сущности, поверхностные взаимоотношения можно 
определить как не выходящие за пределы простых дополнительных трансакций. 
Такого рода взаимоотношения возникают в совместной деятельности, ритуалах и 
времяпрепровождениях.
Более сложными являются *скрытые* трансакции, требующие одновременного участия 
более чем двух состояний *Я*. Именно эта категория служит основой для игр. 
Продавцы, например, весьма сведущи в так называемых «угловых трансакциях», в 
которых участвуют три состояния *Я*. Следующий обмен репликами является ярким, 
хотя и несколько грубоватым примером торговой игры.
Продавец: Эта модель получше, но она вам не по карману.
Покупательница: Вот ее-то я и возьму.
Эта трансакция проанализирована на схеме 5а. Продавец на уровне Взрослого 
констатирует два факта: «Эта модель лучше» и «Она вам не по карману». На 
социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы,
 поэтому она должна была бы ответить:
«Вы, безусловно, правы и в том, и в другом». Однако скрытый, психологический 
вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Ребенку покупательницы. 
Ответ, который дал Ребенок, показывает, что наш анали
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 59
 <<-