Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн :: 1. Эрик Берн - Игры, в которые играют люди - 1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 59
 <<-
 
бке решат, что проситель ждет каких-то действий по устранению причин жалобы, 
и в этой связи откажутся его выслушать, это может привести к неприятностям. 
Если они согласятся пойти ему навстречу и попытаются устранить причины жалоб, 
то поток их лишь увеличится. Если же представители администрации просто 
выслушают его, терпеливо и с интересом, то игрок в «Вы должны меня выслушать» 
будет вполне удовлетворен, даже будет готов сотрудничать с администрацией и 
больше ничего не станет требовать. Администраторы должны уметь отличать игру 
«Вы должны меня выслушать» от серьезных требовании, в связи с которыми следует 
предпринимать незамедлительные меры.
К этому семейству принадлежит еще одна игра — «Пришили дело». Профессиональный 
преступник может вопить: «Пришили дело!», искренне желая выйти на свободу. По 
заключенный, для которою это игра, не будет всерьез пытаться освободиться под 
таким предлогом. Иначе — если ему это удастся — у него больше не будет причины 
вопить и буянить.
3. «Давай надуем Джо» (ДНД) *Тезис*. Примером долговременной игры в ДНД может 
быть мошенничество. Сюда же относятся разные мелкие проступки, а также шантаж. 
Проиграть в ДНД может только человек, у которого мания воровства, как говорят, 
в крови, потому что в качестве первого хода Блэк говорит Уайту, что простофиля 
Джо только и ждет, чтобы его обманули. Если бы Уайт был абсолютно честен, то он 
либо отказался бы принимать участие в игре, либо предупредил бы Джо. Но он не 
делает ни того, ни другого. И обычно в тот момент, когда Джо вот-вот должен 
попасть в просак, что-то вдруг происходит не так, как было задумано, и Уайт 
обнаруживает, что это он оказался в проигрыше.
А в игре «Шантаж» Джо, как правило, входит в комнату именно тогда, когда ему 
должны были «наставить рога» И тогда Уайт, поступавший в соответствии с 
собственными правилами, вдруг обнаруживает, что теперь ему придется принять 
правила Джо, которые ему совсем не по душе.
Как ни странно, предполагается, что жертва (Уайт) знает правила ДНД и будет их 
придерживаться. Шайка жуликов предвидит возможность того, что Уайт донесет на 
них в полицию. Это не будет поставлено ему в вину, наоборот, ему даже 
предоставляется некоторая свобода лгать полиции, чтобы спасти свое «доброе» имя.
 Но если он заходит слишком далеко и бестактно обвиняет своих партнеров в 
грабеже, это уже — обман, вызывающий у преступников возмущение. С другой 
стороны, попавшийся на мелкой краже мошенник, который, например, опустошил 
карманы пьяного, вызывает мало сочувствия у своих партнеров, поскольку он 
должен был знать, что так не делается. *То* же самое относится и к мошеннику, 
который был достаточно глуп, чтобы избрать своей жертвой человека с чувством 
юмора, так как он вряд ли будет соблюдать правила ДНД все время вплоть до 
последней стадии игры «Полицейские и воры». Опытные мошенники опасаются людей, 
которые смеются, обнаружив, что их обманули.
Следует отметить, что розыгрыш не является вариантом ДНД, поскольку при 
розыгрыше достается именно Джо. В игре ДНД, напротив, Джо становится 
победителем, а пострадавшей стороной оказывается Уайт. Розыгрыш относится к 
времяпрепровождениям, а ДНД — это игра, в которой розыгрыш чаще всего 
оборачивается против ее исполнителя.
Игра ДНД в основном рассчитана на трех или четырех участников (четвертым 
партнером обычно бывает полиция). Она имеет много общего с игрой «А ну-ка, 
подеритесь».



ИГРЫ НА ПРИЕМЕ У ПСИХОТЕРАПЕВТА

Чрезвычайно важно, чтобы профессиональный психотерапевт, занимающийся анализом 
игр, знал, какие игры постоянно повторяются в психотерапевтических ситуациях. 
Их можно без труда наблюдать на приеме во время консультации. В зависимости от 
роли Водящего, они могут подразделяться на три типа.
1. Игры, в которые играют психотерапевты и другие представители службы помощи: 
«Я всего лишь пытаюсь помочь вам» и «Психиатрия».
2. Игры, в которые играют люди с медицинским образованием, входящие в качестве 
пациентов в состав психотерапевтических групп, например «Оранжерея».
3. Игры, в которые играют пациенты и клиенты: «Неимущий», «Крестьянка», 
«Дурачок» и «Калека».
1. «Оранжерея»

*Тезис*. Эта игра — вариант «Психиатрии». Наиболее активно в нее играют молодые 
ученые — представители гуманитарных наук, например психологи. Эти молодые люди 
в компании своих коллег часто играют в «Психоанализ», как правило, в шуточной 
форме, употребляя такие, например, фразы: «Здесь проявляется ваша 
агрессивность» или «До какой степени автоматизма может дойти защитный 
механизм?». Чаще всего это совершенно безобидное и приятное времяпрепровождение.
 Оно знаменует естественный этап их обучения. Если же в группе есть несколько 
оригиналов, то оно может стать очень забавным. (Моя любимая фраза: «О, я вижу, 
у нас опять в разгаре месячник фрейдистских ошибок»
19
.) В роли пациентов психотерапевтической группы такие люди имеют тенденцию с 
удовольствием и уже не шутя предаваться взаимной критике но, поскольку в такой 
ситуации это не слишком продуктивное поведение, психотерапевту, возможно, 
придется пресечь его. В этом случае их поведение может перерасти в игру 
«Оранжерея».

Недавние выпускники медицинских факультетов, как правило, обладают 
преувеличенным почтением к тому, что они называют «подлинными чувствами». 
Выражению этих чувств может предшествовать торжественное предуведомление о 
грядущем порыве откровенности. Затем данное чувство описывается или, скорее, 
преподносится группе как редкий цветок, на который следует смотреть с 
благоговением. Реакции других участников группы воспринимаются с подобающей 
случаю серьезностью, а сами участники напускают на себя вид знатоков, 
прогуливающихся в ботаническом саду. Создается представление, что проблема (на 
профессиональном языке анализа игр) состоит лишь в том, до какой степени данное 
чувство редкостно и достойно быть представл
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 59
 <<-