|
редстоящие
платежи. Таким образом ни перерасходы, ни напоминания от кредиторов не могли
пройти мимо него и оба супруга принимали участие в решении семейных финансовых
проблем. Лишившись удовлетворения и «вознаграждений» от игр ПЧЯТС — ЭТВМ, Уайты
сначала были в растерянности, но затем им пришлось найти более конструктивные и
честные способы доставлять друг другу удовольствие при общении.
*Антитезис*. Антитезис в ПЧЯТС первой степени — оставить игрока в покое, а в
ПЧЯТС второй степени — заставить Уайта самого принимать решение. Игрок первой
степени может в результате почувствовать себя всеми покинутым, но вряд ли
рассердится; игрок второй степени, если его заставят взять инициативу на себя,
может помрачнеть и надуться, так что систематическое применение антитезиса
может иметь неприятные последствия. Антитезис в игре ПЧЯТС третьей степени
следует доверять только квалифицированному профессионалу.
*Частичный* *анализ*. Цель этой игры — оправдание своего поведения. Игра легко
перенимается детьми. Бросается в глаза внешнее психологическое «вознаграждение»
(уход от ответственности); угроза неизбежной близости часто ускоряет ход игры,
поскольку «справедливый» гнев представляет собой хороший повод избежать
интимных взаимоотношений. Жизненная позиция: «Я ни в чем не виноват».
СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ
В супружеских отношениях, в семейной жизни наблюдается большое разнообразие
всевозможных игр. Но некоторые игры, например «Если бы не ты», в жизни многих
супругов расцветают особенно пышно. А такие игры, как «Фригидная женщина»,
могут долго существовать только в условиях юридически зафиксированного брака.
Конечно, супружеские игры можно отделить от сексуальных (которые мы
рассматриваем отдельно) чисто условно. В число наиболее распространенных игр,
достигающих максимального расцвета в супружеской жизни, входят «Тупик»,
«Судебное разбирательство», «Фригидная женщина», «Загнанная домохозяйка», «Если
бы не ты», «Видишь, как я старался», «Дорогая».
1. «Тупик»
*Тезис*. Эта игра в большей степени, чем другие игры, подчеркивает
манипулятивный характер игр вообще и их функцию барьера на пути к близости. Как
это ни парадоксально, она состоит в изворотливом отказе играть в игру,
предложенную другим супругом.
1. Миссис Уайт предлагает мужу сходить в кино. Мистер Уайт соглашается.
2.
Первый
вариант
. Миссис Уайт, собираясь в кино, «ненамеренно» допускает промах. В разговоре
она совершенно естественно упоминает, что дом давно пора заново покрасить. Это
недешево, а мистер Уайт совсем недавно говорил ей, что с деньгами у них сейчас
туго. Он просил ее не приставать к нему с непредвиденными расходами по крайней
мере до начала следующего месяца. Момент для обсуждения вопроса о покраске дома
был выбран явно неудачно, и Уайт грубо отвечает жене.
Второй
вариант
. Уайт, собираясь в кино, заводит разговор в таком тоне, что миссис Уайт
становится трудно удержаться от соблазна, чтобы не сказать о необходимости
покрасить дом. Как и в предыдущем случае, Уайт грубо отвечает жене.
3. Миссис Уайт обижена; она говорит мужу о том, что у него очередной приступ
дурного настроения, поэтому она с ним в кино не пойдет: пусть лучше идет один.
Он заявляет, что так и сделает.
4. Уайт идет в кино (или гулять с детьми), оставив миссис Уайт дома лелеять
свои оскорбленные чувства.
Скрытые механизмы этой игры могут быть следующими:
А. Миссис Уайт прекрасно знает из прошлого, что досаду мужа не следует
принимать всерьез. По-настоящему он хочет, чтобы жена показала, как она ценит
его тяжкий труд на благо семьи. И тогда они, вполне счастливые, смогут вместе
пойти в кино. Но жена отказывается подыгрывать ему, и он чувствует, что его
предали. Он уходит, полный обиды и разочарования, а она остается дома с
оскорбленным видом, но втайне чувствуя себя победительницей.
Б. Уайт прекрасно знает из прошлого опыта, что обиду жены не следует принимать
всерьез. По-настоящему она хочет, чтобы муж приласкал ее и попросил не
обижаться. И тогда они, вполне счастливые, смогут вместе пойти в кино. Но он
отказывается подыгрывать ей, хотя и чувствует, что поступает нечестно. Он
знает: она хочет, чтобы ее ласково уговаривали, но притворяется, что не
понимает этого. Он уходит из дому охотно, с чувством облегчения, но при этом
выглядит оскорбленным. Жена остается дома, полная обиды и разочарования.
С точки зрения неискушенного наблюдателя, позиция победителя в каждом случае
безупречна; он (или она) просто поняли партнера буквально. В случае Б, когда
Уайт принимает отказ жены идти с ним в кино за чистую монету, это особенно
очевидно. Они оба знают, что это неправда, но, как только жена произнесла эти
слова, она сразу оказалась в тупике.
Наиболее очевидное «вознаграждение» — внешнее психологическое. Для обоих
супругов кино может быть источником сексуальной стимуляции. Они оба ждут после
возвращения из кино
|
|