Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Л. С. Выготский - ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
 [Весь Текст]
Страница: из 324
 <<-
 
К методологии вопроса	5
Эта книга принадлежит перу выдающегося ученого —
Льва Семеновича Выготского (1896—1934), создавшего
оригинальное научное направление в советской психоло-
гии, основу которого составляет учение об общественно-
исторической природе сознания человека.
«Психология искусства» была написана Выготским
сорок лет назад — в годы становления советской психо-
логической науки. Это было время, когда еще шли бои с
открыто идеалистической психологией, господствовавшей
в главном научно-психологическом центре — в психологи-
ческом институте Московского университета, которым
руководил проф. Г. И. Челпанов. В этих боях, шедших
под знаменем перестройки научной психологии на осно-
ве марксизма, происходила широкая консолидация про-
грессивно настроенных психологов и представителей
смежных областей знания.
Когда после Второго психоневрологического съезда в
январе 1924 года руководство психологическим институ-
том перешло к проф. К. И. Корнилову, в институт при-
шли новые люди. Многие из них только начинали свой
путь в психологии; к их числу принадлежал и Выгот-
ский, которому в то время было двадцать восемь лет.
Заняв скромную должность младшего научного со-
трудника (тогда говорили: сотрудника 2-го разряда), Вы-
готский буквально с первых дней своего пребывания в
институте развил поразительную энергию: он выступа-
ет с множеством докладов и в институте и в других на-
учных учреждениях Москвы, читает лекции студентам,

 
6	
развертывает с небольшой группой молодых психологов
экспериментальную работу и очень много пишет. Уже в
начале 1925 года он публикует блестящую, до сих пор не
утратившую своего значения статью «Сознание как про-
блема психологии поведения» *, а в 1926 году выходит
его первая большая книга «Педагогическая психология»
и почти одновременно — экспериментальное исследова-
ние, посвященное изучению доминантных реакций**.
В научной психологии Выготский был в то время че-
ловеком новым и, можно сказать, неожиданным. Для са-
мого же Выготского психология давно стала близкой —
прежде всего в связи с его интересами в области искус-
ства. Таким образом, переход Выготского к специальности
психолога имел свою внутреннюю логику. Эта логика и
запечатлена в его «Психологии искусства» — книге пере-
ходной в самом полном и точном значении слова.
В «Психологии искусства» автор резюмирует своп ра-
боты 1915—1922 годов, подводят их итог. Вместе с тем
эта книга готовит те новые психологические идеи, кото-
рые составили главный вклад Выготского в науку и раз-
витию которых он посвятил всю свою дальнейшую —
увы, слишком короткую — жизнь.
«Психологию искусства» нужно читать исторически в
обоих ее аспектах: и как психологию искусства и как
психологию искусства.
Читателю-искусствоведу не трудно воспроизвести исто-
рический контекст этой книги.
Советское искусствознание делало еще только первые
свои шаги. Это был период переоценки старых ценностей
и период начинавшегося великого «разбора» в литерату-
ре и искусстве: в кругах советской интеллигенции цари-
ла атмосфера, создававшаяся разноречивыми устремле-
ниями. Слова «социалистический реализм» еще не были
произнесены.
Если сопоставить книгу Выготского с другими рабо-
тами по искусству начала 20-х годов, то нельзя не уви-
деть, что она занимает среди них особое место. Автор
обращается в ней к классическим произведениям — к
басне, новелле, трагедии Шекспира. Его внимание сосре-
доточивается не на спорах о формализме и символизме,

* Психология и марксизм. Л.—М., 1925.
** Проблемы современной психологии. Л., 1926.
 
	7
футуристах и о левом фронте. Главный вопрос, который
он ставит перед собой, имеет гораздо более общий, бо-
лее широкий смысл: что делает произведение художест-
венным, что превращает его
 
 [Весь Текст]
Страница: из 324
 <<-