|
«правостороннем» мышлении. Наиболее отчаянные
занимаются тренингом в специальных салонах, где в окружении ярких мигающих
огней и модулированных звуковых волн пытаются добиться синхронности работы
обоих полушарий.
Рис. 2.2. При просмотре образов каждый из основных полюсов мозга вовлекается в
своеобразную игру, формирующую связи между его отделами. В результате наведения
мостов развиваются те самые способности, которые помогли Эйнштейну в создании
теории относительности.
Однако делению на правое и левое полушарие придается несколько большее значение,
чем следовало бы. На самом деле функции мозга с таким же успехом могут быть
поделены между верхним и нижним или задним и передним отделами. Практически
любая деятельность, связывающая различные полюса мозга, способствует его
сбалансированному развитию.
Из всех известных мне методов именно те, что способствуют установлению связей
между различными отделами мозга, активизируют наиболее обширные и
сбалансированные его части, максимально повышая активность сознательной
деятельности и наращивая мощные сети хеббовских связей, пронизывающих мозг не
только справа налево, но и во всех направлениях. Просмотр образов — это лишь
одна из множества методик, способствующих развитию связей между полюсами мозга,
но, бесспорно, наиболее эффективная.
2.10.1.Сбалансированная работа мозга
Факт установления связей между различными полюсами мозга получил блестящее
подтверждение в экспериментах доктора Райнерта. К тому же было обнаружено, что
помимо повышения IQ метод просмотра образов является и наиболее
сбалансированной системой обучения. Такой вывод следует из результатов
тестирования по стандартному тесту Колба, проведенного среди студентов до и
после прохождения ими курса Райнерта.
Тест Колба определяет степень приверженности человека четырем различным видам
обучения: конкретному опыту, абстрактной концептуализации, осмысленному
наблюдению и активному эксперименту. В идеале соотношение должно быть
уравновешенным.
Студенты Райнерта, занимавшиеся по методу Уимби, резко отклонялись в сторону со
значительным перевесом рефлекторного и конкретного над активным и абстрактным,
что, кстати, является типичным для обучения в высшей школе. В то же время
студенты, владеющие методом просмотра образов, постепенно приближались к
идеальному стилю обучения, сбалансированному по всем четырем видам.
2.11.ДАВАЙТЕ ЖЕ НАЧНЕМ
Вам, наверное, уже не терпится попробовать взглянуть на свой поток образов. Как
это всегда бывает в жизни, одни быстрее овладеют методом, чем другие. Но
согласно известному правилу навыки будут развиваться прямо пропорционально
количеству вложенного труда. Следующая глава описывает множество проверенных
методов, которые позволяют запустить даже самый инертный поток образов.
Глава 3
________________________________________
ОТКРОЙТЕ СВОЙ ПОТОК ОБРАЗОВ
Итак, вы готовы приступить к просмотру потока образов... Сели в удобное кресло,
включили магнитофон, закрыли глаза... и ничего! Где же образы? Увы! Похоже, что
вы относитесь к 30 процентам людей, испытывающих затруднения с возникновением
мысленных образов. Но не отчаивайтесь. Поток образов существует у каждого.
Необходимо лишь научиться не подавлять его. Но даже если вы из тех 70 процентов
счастливчиков, которым легко удается создавать образы по собственной воле, то
методика, предложенная в этой главе, поможет вам сделать их отчетливее и
увеличить интенсивность потока.
3.1. РАСШИРЕНИЕ НЕЙРОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА
Давайте попробуем выполнить такой опыт: выберите два угла комнаты, возьмите
лист бумаги и на одной стороне листа запишите описание одного угла, на другой —
другого.
Описывая первый угол, используйте термины, характеризующие цвет, фактуру, форму,
положение в пространстве и свои ощущения. Для описания второго угла
используйте только абстрактные понятия, не имеющие ничего общего с чувственными
впечатлениями. Например, вы можете написать: «на стене висит картина, в углу
стоит обитое тканью кресло», но ни слова о том, как смотрятся или какие чувства
вызывают эти предметы. Описание должно занять примерно пять минут (если вы
пользуетесь магнитофоном, то три минуты).
А теперь посмотрим, каков результат. Какое описание интереснее? Какое передает
больше информации? Очевидно, что первое. Это объясняется тем, что оно в большей
степени обеспечивает нейрологический контакт с описываемым объектом. Когда вы
читаете или слушаете описание, изобилующее чувственными впечатлениями, ваш мозг
автоматически включает соответствующие сенсорные области. Примерно так же
происходит и во сне. Чем больше чувств пробуждается — тем шире нейрологический
контакт.
3.2. СООЩУЩЕНИЯ
Уолт Дисней был большим любителем классической музыки. Он утверждал, что при
первых же звуках в его сознании начинают возникать картины. Мультипликационный
фильм «Фантазия», где классическая музыка вызывает к жизни фантасмагорию красок
и форм, стал попыткой поделиться этим опытом: Дисней свято верил, что таким
образом музыка вызовет у людей больший отклик.
«В музыке есть моменты, которые людям трудно понять, пока они не увидят на
экране воплощающие ее образы, — говорил он. — Лишь тогда они смогут
прочувствовать всю глубину зв
|
|