|
Оглавление
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 4
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ МЕСТО И РОЛЬ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА 14
ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 34
СОЗНАНИЕ 39
ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 46
ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ 64
ЛИЧНОСТЬ 69
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ 77
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ 80
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
НЕОБХОДИМОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ
ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ
Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи
просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как
на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности
как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии
явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только
психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно
различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это
позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.
Без четкого представления о предмете затруднительными становятся
экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов
также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что
существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами:
медиками, педагогами и т.д.
Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни
исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы,
управляющие отношениями между объектами.
Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то
это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических
механизмов и что психология ограничена одними "явлениями". Но тогда исчезает
предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого
знания.
В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно
предмет психологии.
ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ
Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для
этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тень", обитающая в
теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в
особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в
единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт,
накапливаемый в течение жизни.
В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.
Душа как предмет изучения
Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII
века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система
психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле,
включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и
идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого
направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".
Явления сознания как предмет психологии
В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые
человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою
"внутреннюю душевную деятельность". Это мысли, желания, чувства, воспоминания,
известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно
считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания
суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же
бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта,
изучаемые прочими науками.
В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем
и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по
законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.
В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии –
английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).
Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К
этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.
Дж.Ст.Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но
указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от
логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов
материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости,
необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть
открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Таким образом,
|
|