|
о Узнадзе, составляют не психические явления,
а сами личности. Поэтому психология должна исследовать в первую очередь
субъекта, личность как целое. Явления же сознания, изучавшиеся традиционной
психологией независимо от личности, должны рассматриваться лишь как дальнейшие
определения личности. Фундаментальную роль при изучении жизнедеятельности
личности играют, по Узнадзе, потребности. Для удовлетворения потребности
необходима соответствующая ситуация. В окружающей среде должно быть средство,
позволяющее удовлетворять имеющуюся потребность. При наличии потребности и
средства ее удовлетворения у субъекта возникает особое состояние, которое можно
характеризовать как склонность, направленность, готовность совершить акт,
ведущий к удовлетворению потребности. Это и есть установка – готовность к
совершению определенного действия . Установка, таким образом, является
необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической
деятельностью человека.
По мнению Узнадзе, установка не отражается в сознании субъекта в виде
какого-либо самостоятельного переживания, не является отдельным актом сознания
и вообще феноменом сознания. Вместе с тем Узнадзе считает ненужным понятие
бессознательного, так как внутренняя структура и сущность его остается
нераскрытой и толкуется по аналогии с сознательными процессами. Узнадзе
признает заслуги Фрейда в разработке проблем, связанных с бессознательным
психическим. Однако учение Фрейда не содержит в себе общей теории
бессознательного и теории отношения последнего к поведению. Фрейду были ясны
функции бессознательного, но форма существования бессознательного оставалась
неясной.
Узнадзе считал, что, зная функции, выполняемые бессознательным психическим, мы
можем определить и форму его существования.
Согласно учению Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько
широка, что она лежит в основе всей активности человека, как внутренней, так и
внешней. Концепция Узнадзе служит выяснению путей формирования структуры и
функций этого бессознательного. В субъекте перед каждым актом его поведения
возникает своеобразное динамическое состояние – установка, которая, оставаясь
бессознательной, целесообразно, в соответствии и со структурой, и с предметным
содержанием данной ситуации, направляет развертывание процессов сознания и
актов практического поведения. После своей реализации в поведении и
удовлетворения потребности данная установка перестает существовать, уступая
место иной установке.
Таким образом, согласно взглядам Узнадзе и его учеников, бессознательное,
лежащее в основе протекания всей психической жизни и определяющее своеобразие
процессов сознания, существует и действует в форме установок. См.:
1. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: В 4 х т. – Т. 1.
Тбилиси: Мецниереба, 1978.
2. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966.
ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и
внутренней активностью.
Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной
среде.
Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются вполне приемлемыми в
качестве рабочих.
Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной
стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё
множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение
врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального – важная
часть анализа данной проблемы.
Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и
вместе с тем основной разрушительной силой.
Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная
общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе
они опосредствуют связи человека с миром.
Основными формами деятельности являются:
• познание;
• общение;
• труд.
Основными видами (уровнями) деятельности являются:
• игра;
• учение;
• труд.
Литература:
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969.
2. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1, М.: Мир, 1992.
3. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии. // Методологические и
теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука,
1963.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.
5. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.
Основы теории деятельности
Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А.
Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее
характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как
почти вся советская психология (в разной степени) оказалась построенной на этом
понятии (или при его активном участии).
Истоки теории деятельности:
• объективная рефлексология Бехтерева;
• реактология Корнилова;
• бихевиоризм Уотсона;
• культурно-историческая концепция Выготского.
Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие
высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых
внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позвол
|
|