Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Первушина Ольга Николаевна - Общая психология
 [Весь Текст]
Страница: из 31
 <<-
 
Оглавление


ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ	4
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, ИХ МЕСТО И РОЛЬ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА	14
ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ	34
СОЗНАНИЕ	39
ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ	46
ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ	64
ЛИЧНОСТЬ	69
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ	77
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ	79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ	80



ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
НЕОБХОДИМОСТЬ ОБСУЖДЕНИЯ
ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ
Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи 
просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как 
на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности 
как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии 
явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только 
психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно 
различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы. Это 
позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.
Без четкого представления о предмете затруднительными становятся 
экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов 
также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что 
существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: 
медиками, педагогами и т.д.
Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни 
исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, 
управляющие отношениями между объектами.
Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то 
это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических 
механизмов и что психология ограничена одними "явлениями". Но тогда исчезает 
предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого 
знания.
В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно 
предмет психологии.
ТРАДИЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ
Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для 
этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, "тень", обитающая в 
теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в 
особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в 
единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, 
накапливаемый в течение жизни.
В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.
Душа как предмет изучения
Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII 
века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система 
психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, 
включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и 
идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого 
направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".
Явления сознания как предмет психологии 
В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые 
человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою 
"внутреннюю душевную деятельность". Это мысли, желания, чувства, воспоминания, 
известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно 
считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания 
суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же 
бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, 
изучаемые прочими науками.
В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем 
и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по 
законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.
В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – 
английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).
Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К 
этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.
Дж.Ст.Милль рассматривает сознание  сквозь призму ассоционистской схемы, но 
указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от 
логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов 
материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, 
необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть 
открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Таким образом, 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 31
 <<-