|
Д. М. Мелихов.
Психиатрия и проблема духовной жизни.
Оглавление
Предисловие. 1
Поиски целостного учения о человеке (синтетической теории личности). 2
Трихотомическое понимание строения личности в христианской антропологии. 4
Попытки объективного понимания религиозного опыта в современной психологии.
6
Отношение врача-психиатра к религиозным переживаниям больного. 8
Болезнь и здоровье в психике человека. 10
Соотношения и взаимное влияние духовных и душевных переживаний при
аффективных психозах. 15
Эпилепсия. 17
Предисловие.
Имя Дмитрия Евгеньевича Мелехова хорошо известно советским психиатрам.
Крупный ученый-клиницист, один из основателей социальной психиатрии в нашей
стране, автор фундаментальных работ по шизофрении, получивших развитие во
многих научных коллективах. И, пожалуй, один из самых цитируемых в
отечественной литературе исследователей.
Однако существовала область научных и практических интересов Д. Е. Мелехова,
о которой в силу известных причин знали немногие, а именно область, связанная
с вопросами религиозной жизни. Сын священника рязанской епархии, Д. Е. Мелехов
через всю свою жизнь пронес глубокую веру в Бога. Быть верующим означало для
него прежде всего непрестанно работать в своей профессии, что в свою очередь
открывало ему путь к духовности. В одном из писем Дмитрия Евгеньевича можно
найти такие слова: "Моя основная сфера — каждодневный труд, как у монаха
монастырское послушание... трудиться значит молиться: Laborare est orare — так
говорили в средние века...". "Как все материальное в природе является для нас
выражением Славы и Сияния Божия, "присносущей силы Его и Божества", так, в
частности, и моя отрасль труда и общения с людьми больными и здоровыми вот уже
скоро 50 лет является для меня таким источником, через который мне больше всего
открывается духовный мир".
Уникальный в наши дни опыт верующего ученого, психиатра, врача и гражданина
нашел воплощение в работах Д. Е. Мелехова: "Психиатрия и проблемы духовной
жизни" и "Н. И. Пирогов и вопросы жизни". Первая из них, оставшаяся, к
сожалению, незаконченной, задумана автором как практическое пособие,
адресованное и церковным служащим и медикам одновременно. Действительно как
священник, так и врач найдут в этой работе много полезного для решения подчас
очень непростых вопросов, возникающих и там, где душевно больным оказывается
верующий человек, и там, где психические расстройства определяются
переживаниями религиозного содержания. Вместе с тем написанное Д. Е. Мелеховым,
на наш взгляд, выходит далеко за пределы хотя и весьма ценных, но чисто
утилитарных сведений. В работе нашло отражение стремление ученого-верующего по
коренным вопросам психической жизни и психиатрии, которые в официальной науке
освещались с узких, односторонних, а нередко и просто догматических позиций.
"Поиски целостного учения о человеке", "Трихотомическое понимание строения
личности", "Попытка объективного понимания религиозного опыта в современной
психологии" — названия глав труда Д. Е. Мелехова говорят об уровне
рассматриваемых в нем проблем.
И вместе с тем этот труд представляет собой своего рода введение в
религиозную психопатологию -область знания о человеке, фактические у нас не
существовавшую. Кроме того, в нем имеются малоизвестные данные, касающиеся
истории психиатрии, связанные с отношением религиозных деятелей к
душевнобольным. Наконец, в этой работе раскрывается еще одна грань научного
творчества Д. Е. Мелехова: его интерес к патографии — разделу психиатрии, также
практически у нас не развивавшемуся многие годы. Им предпринят анализ хорошо
известных фактов душевных болезней Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского,
учитывающий одновременно и психиатрический и религиозный аспекты.
Как человека и как специалиста в области социальной психиатрии, остро
реагировавшего на состояние общественной жизни, Д. Е. Мелехова не могли
оставлять равнодушным и проблемы нравственного и духовного воспитания молодежи.
Свое отношение к этой теме он выразил в единственной "непсихиатрической" работе
"Н. И. Пирогов и вопросы жизни". Личность знаменитого хирурга особенно
привлекала Дмитрия Евгеньевича. В нем он видел образец необычайно плодотворной
жизни, соединившей в себе великие достижения ученого-медика и глубокую
действенную религиозность. Именно эта вторая сторона жизни и творчества Н. И.
Пирогова, о которой умалчивалось в многочисленных работах о нем, подробно
раскрывается Д. Е. Мелеховым.
Одновременно "с помощью Н. И. Пирогова" он поставил глубоко правдивый
диагноз состояния нравственного и духовного воспитания в нашем обществе. Он
вполне совпадает с тем, о чем с тревогой говорится теперь с самых высоких
трибун: "Нравственное воспитание вовсе не заключает в себе необходимости
заглянуть в себя, прислушаться к голосу совести"... "Перед юношеством не встают
задачи поисков мировоззрения и борьбы за него. Оно дается в готовом виде, и
потому даже для тех, кто его перенимает, редко оказывается подлинным
убеждением".
В последние годы мы как бы заново открываем для себя имена известных ученых,
которые и в послеоктябрьское время сохраняли не только глубокие научные
традиции, но и высокие духовные ценности нашего Отечества. Среди них и
представители медицины — хирурги В. Н. Войно-Ясенский, С. С. Юдин и психиатр Д.
Е. Мелехов. Теперь, когда понятию "милосердие" возвращается его первоначальный
|
|