Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Д. М. Мелихов - Психиатрия и проблема духовной жизни.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
смысл, когда создаются реальные предпосылки сближения науки и религии, церкви и 
медицины во благо человека, нет сомнения, что и работы Д. Е. Мелехова станут 
активными участниками этого животворного процесса.
   А. М. Медведев
Поиски целостного учения о человеке (синтетической теории личности).
    В современной психологии и психиатрии в процессе разработки научных теорий 
личности все яснее выступает стремление найти общие пути научного и 
религиозного понимания личности, а в практической работе психологов, психиатров 
и священников — идти путем взаимопомощи, взаимоуважения и взаимообмена опытом в 
подходе к вопросам воспитания здоровой личности и лечения больных людей. 
Научные психологические теории личности за последнее столетие прошли путь 
развития от чисто описательного подхода на основе интроспекции (решения 
вопросов психологии личности только на основе чисто субъективного метода 
самонаблюдения) к объективно-экспериментальным методам Вундте и теперь к 
биологически-ориентированным, чисто физиологическим, механистически 
материалистическим теориям (рефлексологические и бихевиористические школы). Во 
всех этих последних теориях понятие личности неизбежно обеднялось: изучение 
ограничивалось исследованием отдельных "операций" или объективно регистрируемых 
реакций. Внутренняя жизнь личности в эксперименте не регистрировалась и 
выступала в лучшем случае как "индивидуальный фактор, бросающийся в глаза в 
лабораторном эксперименте", либо как "помеха в лабораторном опыте": за 
употребление физиологами психологических терминов в процессе эксперимента 
взимался штраф. Здесь нет ни возможности, ни необходимости излагать эти 
многочисленные теории каждую в отдельности. Неудовлетворительность, 
односторонность, ограниченность этих теорий становятся общепризнанными. Идет 
процесс проникновения понятия личности даже и в биологически ориентированные 
теории. Повсеместными становятся поиски синтетического подхода, учитывающее в 
структуре личности все ее стороны все аспекты.
    Современные социологические теории личности требуют рассмотрения как 
биологических (биогенных), так и психологических (психогенных) и социальных 
(социогенных) ее аспектов. Диалектическая психология в отличи от 
механистических, материалистических теорий видит главное, определяющее в 
личности, в ее общественных отношениях (В. Н. Мясищев), в ее высших идейных 
установках, мотивах, целях и ценностях (общественных и духовных, которые 
определяют "личностный смысл" поведения и поступков человека (К. Н. Леонтьев), 
является необходимой и определяющей частью личности, обеспечивающей торможение 
и регуляцию всех врожденных и приобретенных форм поведения. Физиологическую 
основу этой высшей, чисто человеческой инстанции И. П. Павлов видел во 2-й 
сигнальной системе. Выдвигается в качестве основного тезиса диалектической 
психологии "единство сознания и деятельности", ибо "бездеятельная 
сознательность есть чистый дух, абстракция, а бессознательная деятельность есть 
обратная сторона той же интроспективной психологии" (С. Л. Рубинштейн). Так, по 
мере освобождения от примитивного механистически-материалистического мышления 
("психика — функция мозга, такая же. как выделение желчи — функция печени") 
возникает признание духовных ценностей, духовных основ личности, несводимых к 
физико-химическим процессам. Тезис, ставший в XIX веке догматом, о том что 
наука может успешно свести все психические проявления человека к физическим и 
химическим понятиям, измеряемым в пространстве и во времени, расцениваются как 
"опасность современной цивилизации и важнейшая методологическая ошибка" (А. 
Харди). Так всеобщим и императивным требованием становится рассмотрение 
человека как целого, во всей полноте его физических, психических и духовных 
проявлений, как духовной личности. И это бесспорное достижение современной 
научной мысли, в особенности по сравнению с тем периодом, когда само понятие 
личности в нашей научной и художественной литературе было одиозным, а 
психология и социология, как ненаучные дисциплины, объявлялись ненужными. 
Верующий психолог или психиатр могут и должны с интересом следить за тем, как 
углубляется и расширяется мышление современных материалистов в исследованиях и 
теоретических концепциях личности и ее развития в норме и патологии (В. Н. 
Мясишев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Шепаньский, Шибутани и др.). И пусть 
на данном этапе официально принятые в нашей стране социологические и 
психологические теории видят в развитии духовной личности человека только 
"всемогущее влияние общественных отношений, всей суммы 
общественно-исторического и личного опыта". Будет очень интересно наблюдать, 
как станет расширяться у честно мыслящих и ищущих истину объективных ученых 
понимание духовной личности человека и ее отношений с нижележащими пластами 
бытия — душевным и биологическим.
    Для нас же теперь представляют интерес некоторые психологические и 
философские теории, которые воспринимают личность как "самодеятельную, 
самосозидающую, целеустремленную и осмысленную деятельность, как законченную 
систему скорее метафизически, чем экспериментально обоснованную" (В. Штерн).
    Этого типа философски ориентированные теории личности берут начало от М. 
Шелера, которого по его моральным и интеллектуальным качествам называют 
"Сократом современности". Он — создатель целостного учения о человеке на основе 
христианского опыта. В основе этого учения — необходимость учитывать все слои 
личности: соматические, витальные, психические и духовные в их взаимодействии. 
Он анализирует не только объективно-регистрируемые психические проявления или 
реакции человека, но и такие переживания, как доброта, благоговение, любовь, 
раскаяние, стыд, обреченность, что такое мое "Я", смысл жизни и т. д. 
Поставлена и решается задача преодолеть сведение человека к одному 
биологическому или психическому существованию. Предмет исследования — человек 
как целое, как духовная личность, обладающая известной автономией в отношении 
б
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-