|
взаимоотношениях в процессе консультирования.
Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта,
можно утверждать, что эффективный консультант — это прежде всего зрелый человек.
Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем
эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать,
что говорит клиент, — это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой
тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию.
Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать клиента
толковать смысл своего поведения. Порой в консультировании требуется
директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься
беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует
руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации.
Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта.
К. Schneider (1992) выделяет три важные постулата квалифицированного
психологического консультирования и психотерапии:
1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно
решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к
себе.
2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен
помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и
искренен по отношению к клиентам.
3. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что
невозможно быть зрелым всегда и везде.
Нарисованная нами модель эффективного консультанта с первого взгляда может
показаться слишком величественной и далекой от действительности. При этом
напрашивается утверждение, что черты эффективного консультанта совпадают с
чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консультант,
если желает быть не техничным ремесленником, а художником психологического
консультирования. Наконец, свойства личности эффективного консультанта могут
быть и целью психологического консультирования — появление этих свойств у
клиента в этом случае становится показателем эффективности консультирования.
2. 3. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КОНСУЛЬТАНТА
Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его
решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о
важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта определяет
исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R.
May (1967), это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности
имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в
консультировании и психотерапии, — "Как я должен жить?" — является сущностным
для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени
собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной
дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в
процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен —
проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного
нездоровья, а не как предмет моральности, — то по второму вопросу существуют
две крайние позиции.
Одна из них — консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не
вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную
систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не
означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы
ценностей, — просто он не должен занимать во время консультирования
определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Смысл данной установки
консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто
благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего
поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих.
С. Patterson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый
ряд причин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на
ценности клиента:
* жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее
другим;
* ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую,
адекватную философию жизни;
* наиболее подходящие места для усвоения ценностей — это семья, церковь и школа,
а не кабинет консультанта;
* индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним
источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в
течение длительного отрезка времени;
* никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной
философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;
* клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого
лица.
На противоположном полюсе — мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George,
Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно
демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть
нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант
считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой
точек зрения поведение. Это позиция консультанта- воспитателя, знающего, что
хорошо и что плохо.
Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на
ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности
|
|