|
Трудности выслушивания вызывают и клиенты, которые непрестанно жалуются на свои
проблемы, особенно на соматические симптомы (например, психосоматические
пациенты).
Выслушивание прежде всего представляет собой обратную связь с мыслями и
чувствами клиента, побуждает клиента далее говорить о своей жизни, о ее
затруднениях и проблемах. Если консультант внимателен, клиент, по словам Сох
(1988), "заменяет точку в конце предложения запятой, и то, что казалось концом
раскрытия, становится прелюдией к более глубокому откровению".
В любом случае правильное выслушивание — это активный процесс. Он, как говорит
Bugental (1987), охватывает "все виды ощущений плюс интуиция, отражение и
эмпатия". Имеется в виду огромное внимание к деталям, какими бы незначительными
они ни были. Слушателю необходимо проявлять заинтересованность и понимание,
однако не мешать рассказчику оставаться в потоке переживаний; консультант,
слушающий клиента, должен быть раскрепощен и наблюдателен, чтобы услышанные
признания порождали обильный ассоциативный поток. Возникающие ассоциации служат
определенными "ключами" к пониманию проблем клиента. Но не следует цепляться за
них, поскольку часть возникших ассоциаций и идей позднее не подтверждается и
отбрасывается. Не нужно делиться с клиентом своими ассоциациями, потому что они
могут быть абсолютно ошибочными. Ассоциации скорее — это руководство к
дальнейшему выслушиванию, задаванию вопросов, поощрению клиента к
"исследованию" новых областей субъективного мира. Активное слушание такого рода
помогает увязывать отдельные фрагменты повествования клиента, вследствие чего и
реализуется главная задача консультирования — понимание клиента.
William Osier (цит. по: Сох, 1988) любил говорить студентам: "Выслушивайте
пациента, он говорит вам диагноз". Лучшего совета консультанту быть не может. О
главном терапевтическом смысле правильного выслушивания и значении выслушивания
для клиента красиво пишет С. Rogers (1969):
"В жизни я много раз неожиданно сталкивался с неразрешимыми проблемами,
чувствовал себя идущим по кругу, наконец, проникнутый неполноценностью и
безнадежностью, полагал, что нахожусь в психозе. В такие моменты я думал, что
был бы счастлив, если бы удалось найти людей, которые выслушали бы меня и
проявили глубину понимания. Чтобы они выслушивали без оценок и осуждения, не
ставя диагноз. Я смог убедиться, что, если при психологическом дискомфорте
кто-то выслушивает подобным образом, не принимая на себя ответственности и не
стремясь сформировать отношение, чувствуешь себя безумно хорошо. Напряжение
сразу спадает. Ранее пугавшие виновность, безнадежность, сумятица становятся
приемлемой частью внутреннего мира. Когда меня выслушивали и слышали, я
по-новому воспринимал свои переживания и мог продвигаться дальше. Вызывает
удивление, что чувства, которые казались ужасными, становятся вполне терпимыми,
когда кто-нибудь выслушает, неразрешимые проблемы представляются посильными. Я
глубоко ценю чуткое, эмпатическое, внимательное выслушивание".
3. 5. ПЕРЕНОС И КОНТРПЕРЕНОС В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
В ситуации консультирования не может происходить адекватное эмоциональное
взаимодействие без принятия во внимание переноса и контрпереноса. Как правило,
они сосуществуют, иногда их сравнивают с двумя сторонами магнитофонной ленты.
Имеется в виду перенос чувств, влечений, установок из "там и тогда" в "здесь и
теперь" и наоборот. Такую транспозицию осуществляет клиент в отношении
консультанта (перенос) и консультант в отношении клиента (контрперенос).
Перенос
Открытие S. Freud "переноса" — одно из фундаментальных достижений психоанализа.
Это учение нередко определяют как систематический анализ переноса. Вначале
Freud считал перенос препятствием на пути развития психотерапии, однако в 1907
г., после первой встречи с С. Jung в Вене, позиция основателя психоанализа
изменилась. На мнение Freud повлияла категоричность утверждения Jung, что
"перенос — это альфа и омега терапии".
Возможность переноса в консультировании и психотерапии в настоящее время в
большей или меньшей мере признают представители почти всех теоретических
ориентаций. Перенос является составной частью консультативного
(терапевтического) контакта. Данный психологический феномен присутствует в
любых межличностных отношениях, однако в консультативном контакте он намного
интенсивнее вследствие природы самого контакта. Консультант заведомо обладает
авторитетом, мало говорит о себе и остается анонимным, поскольку к нему
обращаются за помощью. Этим облегчается возникновение переноса.
Возможны два основных определения переноса. Согласно классическому
психоаналитическому определению, перенос - это оживление комплекса Эдипа в
терапевтической ситуации. Реакция на терапевта такова, словно он — участник
ранних эдиповых отношений клиента, т.е. представляет собой отца или мать. В
эдиповом контексте определение слишком ограничено; его трудно принять, не
придерживаясь психоаналитической ориентации. Считая перенос универсальным
феноменом консультативного контакта, его можно определить как повторение в
отношениях с консультантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми
людьми (прежде всего — родителями). Creenson (1965; цит. по: Сох, 1988)
предлагает более обобщенное определение:
"Перенос — это неадекватное и персеверативное переживание чувств, влечений,
фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в
отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии.
Подчеркнем, реакция переноса представляет собой повторение прошлого и
неприемлема в настоящем".
В консультировании и психотерапии переносу свойственны такие черты (Gelso,
Fretz, 1992):
|
|