Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Ирвин Ялом - Дар психотерапии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
хотя существует множество устойчивых сочетаний для определения терапевтических 
взаимоотношений: пациент/терапевт, клиент/советник, объект 
психоанализа/психиатр, клиент/облегчающий положение и последнее — и, несомненно,
 самое отвратительное — потребитель/поставщик — ни одно из них в полной мере не 
соответствует тому значению терапевтических взаимоотношений, которое вкладываю 
в них я. Я предпочитаю видеть себя и своих пациентов как «попутчиков». Этот 
термин уничтожает различие, стирает грань между «ними» (страдающими) и «нами» 
(исцеляющими). Во времена студенчества я склонялся к идее вселечащего терапевта,
 но по мере того, как я взрослел, создавал тесные, дружеские отношения с 
коллегами, встречался с пожилыми мэтрами, был призван оказать помощь моим 
бывшим терапевтам и учителям, а затем и сам стал наставником и старшим 
товарищем, я был вынужден постигнуть всю мифическую природу этой идеи. Мы все 
вместе принимаем участие в процессе: здесь нет ни терапевтов, ни людей, которые 
были бы неуязвимы перед лицом трагедий, просто неотъемлемых для человеческого 
существования.
Одна из моих любимых историй исцеления, рассказанная в «Игре в бисер» Германа 
Гессе, повествует об Иосифе и Дионе, двух известных знахарях, живших еще в 
библейские времена. Оба они знали свое дело, но практиковали отличные методики. 
Младший знахарь, Иосиф, лечил спокойным вдохновенным слушанием. Паломники 
доверяли Иосифу. Страдание и тревога, вложенные ему в уши, исчезали как вода в 
песках пустыни, и кающиеся покидали его спокойными и умиротворенными. С другой 
стороны, Дион, старший целитель, напротив, деятельно встречал тех, кто нуждался 
в его помощи. Он предугадывал их невысказанные грехи. Он был великим судьей, 
карателем и исправителем и исцелял путем решительного поучения. Обращаясь с 
кающимися словно с детьми, он давал советы, наказывал их, налагая епитимью, 
благословлял на паломничества и свадьбы и заставлял врагов примириться друг с 
другом.
Два знахаря никогда не встречались и были соперниками в течение долгих лет до 
тех пор, пока Иосиф не заболел душевно и не впал в глубокое отчаяние: его 
одолевали мысли о самоубийстве. Неспособный излечить себя своими собственными 
терапевтическими методами, он отправился в странствие на юг, дабы искать помощи 
у Диона.
Однажды вечером, отдыхая в оазисе, паломник Иосиф заговорил с одним старым 
путником. Когда Иосиф рассказал ему о цели и назначении своего паломничества, 
путник предложил себя в качестве проводника, дабы помочь в поисках Диона. Позже,
 после долгого совместного странствия старец открылся Иосифу. Mirabile 
dictu:[3] это и был Дион — тот самый человек, которого искал Иосиф.
Без малейшего колебания Дион пригласил отчаявшегося соперника в свой дом, где 
впоследствии они жили и работали вместе долгие годы. Сначала он попросил Иосифа 
выполнять обязанности слуги. Позже произвел его в ученики, и, наконец, Иосиф 
стал его равноправным коллегой. Годы спустя Дион заболел и на смертном ложе 
призвал своего молодого друга для того, чтобы тот выслушал его исповедь. Он 
говорил о прежней ужасной болезни Иосифа и его путешествии к старому Диону с 
просьбой о помощи. Он напомнил — весть о том, что его спутник и проводник и был 
тем самым Дионом, стала для Иосифа настоящим чудом.
Теперь, сказал Дион, когда он умирает, пробил час, чтобы прервать молчание об 
этом чуде. Дион признался, что в тот момент ему это также показалось чудом, ибо 
сам он впал в отчаяние. И так же, как Иосиф, чувствовал себя опустошенным и 
духовно мертвым, а потому, будучи не в состоянии помочь самому себе, он 
отправился в странствие, чтобы искать помощи. В ту самую ночь, когда они 
встретились в оазисе, он совершал паломничество к известному целителю по имени 
Иосиф.
История Гессе всегда трогала меня сверхъестественным образом. Меня поражала эта 
глубокая и многое разъясняющая притча об оказании и принятии помощи, о 
честности и лживости и о взаимоотношениях целителя и пациента. Два человека 
получили сильную поддержку совершенно по-разному. Младший был вскормлен, 
выхожен, обучен, нашел себе руководителя, который заменил ему отца. Старший 
целитель, с другой стороны, получил помощь посредством заботы о другом, 
обретения ученика, через которого он познал сыновнюю любовь, уважение и нашел 
лекарство против своего одиночества.
Но сейчас, переосмысляя эту историю, я спрашиваю себя, не могли ли два 
страдающих целителя оказать друг другу еще большую услугу. Наверное, они 
упустили возможность для чего-то более глубокого, настоящего, гораздо более 
совершенного. Наверное, подлинная психиатрия произошла на смертном ложе, когда 
они, вызванные на откровенность осознанием того, что оба они попутчики, оба 
просто человечны, слишком человечны. Двадцать лет скрытности, хотя и были 
полезны, возможно, стали преградой более совершенному виду взаимопомощи. Что 
было бы, если исповедь умирающего Диона состоялась бы двадцатью годами ранее, 
если бы целитель и ищущий объединились, приняв испытание вопросами, на которые 
не существует ответов?
Все это соотносится и с письмами Рильке, адресованными молодому поэту, которому 
он дает совет: «Имей терпение ко всему неразрешимому и старайся любить сами 
вопросы». Я бы добавил к этому: «Старайтесь любить также и спрашивающих».
Глава 4. Вовлекайте пациента 
Большая часть наших пациентов страдает от конфликтов в сфере взаимоотношений и 
получает помощь в психиатрии во многом путем создания дружеских связей с 
терапевтом. Некоторые боятся близости из-за того, что убеждены, что в них самих 
есть нечто, по существу, недопустимое, нечто противное и непростительное. В 
такой ситуации процесс раскрытия себя полностью другому человеку и понимание 
того, что он принимает тебя, может стать основным механизмом психиатрической 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-