|
* Глава 75. Фрейд не во всем был не прав
* Глава 76. КБТ — это совсем не то, что нахваливали… или Не нужно бояться
призрака эпт
* Глава 77. Сны — используйте, используйте, используйте
* Глава 78. Полная интерпретация сна? Забудьте об этом!
* Глава 79. Используйте сны прагматически: грабеж и добыча
* Глава 80. Овладевайте некоторыми навигационными приемами работы со снами
* Глава 81. Узнайте о жизни пациента из его снов
* Глава 82. Уделяйте внимание первому сну
* Глава 83. Особенно внимательно рассматривайте сны, затрагивающие терапевта
* Глава 84. Опасайтесь профессиональных угроз
* Глава 85. Лелейте профессиональные преимущества . . . . . . . . . . . .
Предисловие
Темно. Я прихожу к вам на прием, но кабинет пуст. Я переступаю порог и
осматриваюсь — внутри только ваша соломенная шляпа. И она вся затянута паутиной.
Сны моих пациентов изменились. Паутина покрывает мою шляпу. Мой кабинет темен и
пуст. Они нигде не могут меня найти.
Мои пациенты беспокоятся о моем здоровье: состоится ли очередной сеанс
психотерапии? Когда я ухожу в отпуск, они опасаются, что я больше не вернусь.
Они воображают, что присутствуют на моих похоронах или посещают мою могилу.
Пациенты не дают мне забыть о том, что я старею. Но они всего лишь выполняют
мое задание: ведь я сам просил их открыть все чувства, мысли и сны. И даже
потенциальные пациенты присоединяются к этому хору, встречая меня вопросом: «Вы
все еще ведете прием?»
Одной из основных форм отрицания смерти является наша вера в личную
уникальность, в то, что мы не подвержены неотвратимым биологическим законам и
что жизнь не расправится с нами так же жестоко, как и с остальными. Помню,
много лет назад из-за проблем со зрением я встречался со своим оптиком. Он
поинтересовался моим возрастом, а затем сказал: «Сорок восемь, да? Ну, вы точно
по расписанию!»
Конечно, я чувствовал, что он совершенно прав, но все же откуда-то из глубины
меня вырвался крик: «Какое еще расписание? Кто это — точно по расписанию?
Возможно, и справедливо, что вы и другие точно по расписанию — только не я!»
И потому так страшно сознавать, что я вступаю в последний период подходящей к
концу жизни. Предсказуемым образом изменяются мои цели, интересы и амбиции.
Эрик Эриксон, изучая жизненный цикл, описал эту позднюю стадию жизни как
плодотворность, период постнарциссизма, когда внимание переключается от
изучения самого себя на заботу и участие к будущим поколениям. Сейчас, дожив до
семидесяти, я могу оценить всю точность видения Эриксона. Его концепция
плодотворности кажется мне абсолютно справедливой. Я стремлюсь передать все то,
что узнал. И как можно скорее.
Но сейчас наша наука пребывает в таком кризисе, что предложить свое руководство
и вдохновение следующему поколению психотерапевтов практически невозможно.
Экономически зависимая система здравоохранения навязывает радикальное изменение
в концепции психологического лечения — психотерапия должна отвечать современным
требованиям. Это значит — быть недорогой и, как следствие, краткой,
поверхностной и неосновательной.
Меня беспокоит то, как будет учиться следующее поколение квалифицированных
психотерапевтов. Не по психиатрическим учебным программам по подготовке
терапевтов-резидентов — психиатрия теперь практически не соприкасается с
психотерапией. Молодые терапевты вынуждены специализироваться в области
психотропной фармакологии, а все потому, что частные страховщики сейчас
компенсируют расходы психотерапии, только если она предоставлена недорогими
(другими словами, плохо подготовленными) практикующими врачами. Кажется, что
современное поколение психиатров-клиницистов, сведущих как в динамической
психотерапии, так и в фармакологическом лечении, вымирает как вид.
А как же учебные программы по клинической психологии — наиболее очевидный
способ заполнить эту нишу? К сожалению, клинические психологи сталкиваются с
тем же экономическим давлением; и большинство психологических колледжей,
реагируя на конъюнктуру, обучают терапии симптоматической, краткой и потому
компенсируемой.
Так что я переживаю за психотерапию: она может слишком измениться под
экономическим давлением и обеднеть из-за радикально сокращенных учебных
программ. Тем не менее я уверен, что в будущем множество терапевтов, приходящих
из различных областей знания (психологии, консультирования, общественной работы,
пасторального (или христианского) психологического консультирования,
клинической философии), продолжат тщательное академическое обучение. И,
несмотря на общее увлечение ОПЗ,[1] они найдут пациентов, стремящихся к
развитию и внутренним переменам, а потому готовых оказать огромную услугу
терапии. Именно таким терапевтам и таким пациентам посвящается «Дар
психотерапии».
В этой книге я предостерегаю ученых против ограниченности и настоятельно
советую применять на практике разнообразные эффективные методики, исходя из
нескольких терапевтических подходов. Но поскольку сам я в своей работе в
основном руководствуюсь принципами межличностной и экзистенциальной терапии,
именно они определяют большую часть изложенной здесь информации.
С того самого момента, как я начал заниматься психиатрией, меня интересовала
|
|