|
"ярко выраженной индивидуальностью"
добровольно от нее не откажется. Кстати говоря, стоит задуматься, чем вызван
столь гигантский рост числа неформальных молодежных организаций и религиозных
сект, которых как раз устраивает такая похожесть входящих в них членов.
Учитывая, что наука пока не может дать ясного ответа на вопрос, до какой
степени окружающая действительность формирует сознание людей, это явление
должно быть предостережением нашему времени! Я здесь имею в виду те организации,
для которых важно унифицировать своих членов в одежде и в мыслях и в которых
изгоняют (или убивают!) не подчинившихся этому.
Несогласованность с личностью необязательно сопутствует тотальному
подражанию. Существуют также мимолетные жесты, которые кажутся в этот момент
несоответствующими. Если, например, какой-нибудь известный политический деятель,
отличающийся спокойной, выдержанной жестикуляцией, станет вдруг резко
размахивать руками в манере эпатирующего оппозиционера, то мы непременно
заметим это несоответствие. Или вот такая ситуация: на работу в клинику
принимается группа молодых ассистентов, и в первые же дни среди них довольно
легко определить того, кто претендует на место старшего - он обычно сильно
подражает жестикуляции шефа. Причем делает он это абсолютно бессознательно! И,
скорее всего, у него это происходит вовсе не из желания понравиться шефу, сам
он даже не замечает этого "сходства". Подобный феномен мы уже описывали, когда
говорили о кинозаписи танца тела и о том, что каждый в какой-то степени
перенимает жесты другого, хотя этот механизм невооруженным глазом совсем не
воспринимается!
Теперь приведем слова Ралфа Уолдо Эмерсона: "Тот велик, кто велик от природы
и кто не напоминает никого другого". Если как-нибудь понаблюдать за некоторой
группой людей, например за эстрадными певцами и певицами, то можно с ужасом
увидеть, как они похожи друг на друга! Так что высказывание Эмерсона, которое
можно было бы посчитать преувеличением, не совсем лишено здравого смысла.
Попробуем только перефразировать его следующим образом:
Чем более человек самостоятелен как личность, тем ниже вероятность, что мы
найдем у него несвойственные ему лично сигналы.
Такой человек действует как монолит, так как нет сигналов, которые не
казались бы ему впору. В таком случае говорят о "цельном человеке", и это
образное выражение действительно очень удачно характеризует таких людей.
Цельные личности редко пользуются жестами, которые мы восприняли бы как
"очень широкие" или "очень мелкие", причем это определение используется как в
прямом смысле, с точки зрения величины жеста, так и в переносном. Причем я
считаю предрассудком мнение, что широта жеста должна впрямую соотноситься с
размером тела и что таким образом только рослые люди имеют право на "широкие
жесты", а низкорослые должны довольствоваться "мелкими".
Пустая жестикуляция.
До сих пор мы проверяли сигналы жестикуляции ее содержанием. Теперь же
рассмотрим феномен, о котором вскользь уже упоминали. Приходилось ли вам
встречать человека, жесты которого не содержат никакого сообщения (кроме
сообщения, что они не содержат сообщения)? Или людей, немотивированно
размахивающих руками? Или наблюдать резкие движения, согласованные только с
ритмом собственной речи?
Эта механическая псевдожестикуляция может, например, наблюдаться у оратора
при чтении речи по бумажке. Часто даже кажется, что свой текст он в настоящий
момент видит впервые (так, вероятно, иногда и случается). С таким явлением
можно столкнуться не только в общественной жизни, но и в тесной компании друзей.
Обычно говорят, что такой человек "не в себе". Возможно, он воспроизводит
что-то из услышанного или прочитанного, но ни на умственном, ни на
эмоциональном уровне это им еще не усвоено. Я знаю, например, одного
преподавателя, читающего без переработки чужой материал, причем он довольно
часто использует такую жестикуляцию (которой "нет") и поэтому, конечно, не
способен реально никого убедить.
Эти "пустые" жесты можно видеть, когда кто-нибудь говорит, только чтобы
говорить, хотя на самом деле он решительно не знает, что сказать.
Иногда эта псевдожестикуляция может быть сигналом того, что человек
внутренне находится "где-нибудь совсем в другом месте", но в данный момент
вынужден быть в этой компании. Тогда видно, как он механически произносит
ожидаемые от него слова, без "истинной", живой, согласующейся жестикуляции,
которая соответствовала бы его личности.
Язык тела.
Если мы опять обратим свое внимание на различие европейского подхода к
своему телу ("я имею свое тело") и восточного, более глубокого и истинного ("я
есть мое тело"), то поймем еще одно следствие. "Я имею свое тело" означает
отстраненность от тела, так как мы обладаем чем-то внешним, тем, что сегодня
можно иметь, а завтра - отдать, продать, потерять... А раз мое собственное тело
при этом становится чем-то отстраненным, удаленным от моей сути, от моего Я, то
и связь между мной, моим психическим состоянием, и телом, его физическим
состоянием (например, здоровьем), как бы ослабевает, прерывается. В восточной
модели "я есть мое тело" все крепко сбито, Я и тело - это неразрывное, единое
целое, а значит все, что касается моего тела, все, что в нем происходит,
затрагивает меня лично, мое психическое состояние, происходит во мне, в моем Я.
Таким образом, я как личность и мое тело тесно взаимосвязаны. А так как эта
взаимосвязь, несомненно, ощущается каждым, то каждый, немного поразмыслив над
этим, признает бульшую истинность именно в восточном подходе.
Здоровье и болезнь.
Мы знаем, что больной человек "плохо выглядит", то есть его кожа
"жестикулирует" инач
|
|